Автомобильный бренд Москвич

7

23 ноября 2022 года на бывшем заводе Renault в Москве была создана марка автомобилей «Москвич». Это ознаменовало начало серийного производства автомобилей. Первой моделью завода стал кроссовер «Москвич-3», продажи которого начались в декабре 2022 года.

В это же время был запущен проект «Завод КИМ» по производству массовых автомобилей.

Соглашение по ГАЗу 1929 года

В 1929 году Советский Союз и американская компания Ford Motor Company заключили соглашение о строительстве в Нижнем Новгороде автомобильного завода (впоследствии получившего название Горьковский автомобильный завод, или ГАЗ). До запуска полноценного предприятия было создано два автосборочных завода: Государственный завод № 1 в Нижнем Новгороде (впоследствии ставший Горьковским автобусным заводом, а ныне — Заводом аппаратуры связи им. Попова) и Государственный завод № 2 в Москве. Столичное предприятие располагалось на Остаповском шоссе (ныне Волгоградский проспект) рядом с Московской окружной железной дорогой. В 1930-е годы на нем собирались легковые автомобили ГАЗ-А и грузовые автомобили ГАЗ-АА, сначала из американских, а затем из советских комплектующих.

Вывод из эксплуатации завода ГАС

В 1939 году завод был выведен из состава ГАС и получил название «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи» (КИМ). Для него был создан субкомпактный автомобиль КИМ-10 с полностью металлической полузависимой рамой, спроектированной по образцу американского автомобиля Ford Prefect. Всего до начала войны было изготовлено около 300 автомобилей, а серийная сборка должна была начаться 1 августа 1941 года.

Великая Отечественная война привела к эвакуации завода КИМ

Вскоре после начала Великой Отечественной войны завод КИМ был эвакуирован в Свердловск, где началось производство легких танков Т-60 и Т-70. Так было положено начало первому поколению «москвичей».

Создан автомобильный завод ЗМА

В мае 1945 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление о создании автомобильного завода по производству малолитражных автомобилей на базе КИМ. Предприятие получило название ЗМА (позднее МЗМА).

Обратный план производства КИМ-10

Сначала предполагалось запустить КИМ-10 в серийное производство. Но в августе 1945 года глава советского государства И. В. Сталин принял решение воспроизвести немецкий автомобиль Opel Kadett K38, созданный в 1937–1940 годах. Некоторые ученые предполагают, что документы и оборудование для этого автомобиля были вывезены с оккупированных Германией территорий. С другой стороны, есть сведения, что автомобиль был разработан заново, на основе существующих моделей и пресс-форм.

Москвич-400

Москвич-400 — пятиместный переднемоторный заднеприводный седан, выпущенный в 1946 году. Он оснащался четырехцилиндровым двигателем М-400 мощностью 23 лошадиные силы (л. с.). На этой базе также выпускались кабриолет, фургон и пикап. В 1954 году был выпущен «Москвич-401» с более мощным двигателем (26 л. с.). Всего было выпущено около 234 тыс. этих автомобилей первого поколения, и они стали первыми массовыми автомобилями для личного пользования, продававшимися в СССР.

Второе и третье поколения

В период 1956–1965 гг. на МЗМА было создано второе поколение «Москвичей», состоящее из моделей 402, 403, 407 и других сопряженных с ними модификаций. Конструктивно эти автомобили почти не отличались от первого поколения, но имели кузов понтонного типа, напоминающий более роскошную «Волгу» ГАЗ-21. Всего было выпущено более 553 000 таких автомобилей.

Начало участия российских автомобилей в международных ралли

Начало участия российских автомобилей в международных ралли было положено автомобилем «Москвич-407». В период с 1964 по 1988 год было выпущено третье поколение автомобилей — «Москвич-408», «Москвич-412», «Москвич-2140» и их производные с измененным дизайном. В 1968 году предприятие получило звание «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК). Выпуск автомобиля «Москвич-412» начался в 1967 году на Ижевском автомобильном заводе (филиал Министерства обороны СССР), впоследствии «Иж» стал отдельной маркой. Кроме того, сборка «Москвичей» из деталей советских машин осуществлялась также в Болгарии (на Балканском заводе в Ловече) и Бельгии (на совместном предприятии «Скалдия-Волга» в Брюсселе). В отдельные годы на экспорт отправлялось более половины всего советского объема производства «Москвичей». Автомобили третьего поколения в итоге были выпущены в количестве 3,2 млн. штук.

Четвертое поколение и конец компании

В 1986 году АЗЛК (впоследствии ОАО «Москвич») начал выпуск автомобиля «Москвич-2141» — переднеприводного хэтчбека. За пределами России эти автомобили продавались под маркой «Алеко». Первоначально на них устанавливались старые двигатели, созданные Волжским автомобильным заводом (ВАЗ). Однако в начале девяностых годов произошло сокращение государственного финансирования, что привело к спаду производства. Появились новые серии и более мощные двигатели Renault, но финансовый кризис 1998 года сделал их слишком дорогими. Это не помогло улучшить ситуацию.

Конец компании АЗЛК

4 марта 2002 года завод АЗЛК прекратил свою деятельность, а в 2010 году был официально ликвидирован в связи с банкротством. За время его существования было выпущено 716 000 автомобилей четвертого поколения. После закрытия АЗЛК место завода занял новый автозавод Renault и технополис «Москва». В 2016 году компания Renault Россия зарегистрировала в Роспатенте товарные знаки «АЗЛК», «Москвич» и «Москвич» с логотипами, действующие до 2025 года.

Возобновление производства автомобилей «Москвич

16 мая 2022 г. мэр Москвы Сергей Собянин объявил о переходе московского автозавода Renault в собственность города и возобновлении производства легковых автомобилей под маркой «Москвич». В партнерстве с КАМАЗом 23 ноября 2022 г. завод начал крупноузловую сборку 600 автомобилей (400 электрических). К 2024 г. начнется мелкоузловая сборка, а в 2025 г. в Москве появится собственный электродвигатель, аккумулятор и бортовое зарядное устройство, произведенные в городе.

Комментарии закрыты.