Опасное вождение в ПДД вопросы и ответы

17

Полиция никогда не оправдывала безрассудное вождение, и в 2016 году соответствующий запрет был внесен в Правила дорожного движения. Однако до недавнего времени за опасное вождение не наступало никаких последствий. Так что же такое «закон об опасном вождении», как избежать наказания за него в 2023 году, какая статья и пункт КоАП и Правил его регулируют и что считается опасным вождением? Чтобы разобраться в этом, читайте дальше!

Рискованное вождение

Что такое рискованное вождение? Как сказано в разделе 2.7 Правил дорожного движения, это совокупность определенных действий, которые водитель совершал неоднократно. К таким действиям могут относиться:

Небезопасная смена полосы движения

Для безопасного вождения необходимо помнить о потенциальных опасностях, связанных со сменой полосы движения. Небезопасные смены полос движения можно разделить на несколько типов, например:

  1. Смена полосы движения, которая приводит к созданию помех или препятствий для движения другого транспортного средства;

  2. Смена полосы движения в условиях интенсивного движения (даже если не создается помех, это все равно считается опасным движением);

  3. Не оставлять достаточного пространства между транспортными средствами;

  4. Несоблюдение бокового интервала;

  5. Резкое торможение без необходимости, возникшей в результате аварии.

Блокирование обгона: Два условия

Когда речь идет об опасном вождении, необходимо соблюдение двух условий:

  1. Повторное выполнение одного и того же маневра или комбинации двух различных маневров.

  2. Такие действия должны создавать реальную угрозу аварии, в том числе со смертельным исходом или травмами.

Официальное толкование Правил дорожного движения

Согласно правилам, водитель не должен заниматься:

  • Опасное вождение, включающее в себя игнорирование преимущественного права движения, перестроение на перегруженной дороге (за исключением поворота налево/направо, остановки или объезда препятствия), недостаточное расстояние между своим автомобилем и впереди идущим, резкое торможение без необходимости или препятствование обгону, если любое из этих действий может привести к причинению вреда людям, транспортным средствам или грузам.

Небезопасное вождение в 2023 году

Если Вы, двигаясь в потоке транспортных средств, без веских причин тормозите, без предупреждения переключаете полосы движения, создавая помехи, снижаете скорость на полной полосе, препятствуете обгону, слишком близко подъезжаете к впереди идущему автомобилю или слишком близко подъезжаете к боковой части другого автомобиля, создавая тем самым угрозу аварии, то с 2023 года это будет квалифицироваться как опасное вождение.

Агрессивное вождение

Типичными ситуациями агрессивного вождения являются подрезание автомобиля или торможение впереди идущего автомобиля после обгона. Вероятно, именно это имели в виду законодатели, когда вводили словосочетание «ПДД».

Что не считается опасным вождением?

Безусловно, подобные случаи и маневры нельзя отнести к агрессивному вождению:

Предупреждающие знаки на дороге

— Строительство без включения необходимых сигналов — Выполнение поворотов из второго ряда, даже если это запрещено правилами — «Жонглирование» из стороны в сторону на своей полосе движения (при наличии указаний) — Игнорирование разрыва между транспортными средствами в движении (например, на светофоре) — Превышение скорости или гонка со светофора

Штраф за опасное вождение

По состоянию на июнь 2023 года штраф за опасное вождение еще не введен. В настоящее время разработан и одобрен в первом чтении законопроект, предусматривающий введение такого наказания. К нему относятся любые маневры и нарушения правил дорожного движения, не указанные в п. 2.7.

Предполагается, что новый штраф начнет действовать в ближайшее время. Таким образом, важно помнить о возможных нарушениях, которые могут повлечь за собой штраф.

Новый законопроект

В Административный кодекс предлагается ввести новую статью, обозначенную как 12.38. Статьи, начинающиеся с цифры 12, как правило, связаны со штрафами за нарушение правил дорожного движения, и в настоящее время их диапазон доходит до 12.37. Вот формулировка нового штрафа:

Статья 12.38:Рискованное вождение

Рискованное вождение будет наказываться административным штрафом в размере 5000 ₽

Штраф за неосторожное вождение

Штраф за неосторожное вождение может достигать 5 тыс. руб. Других санкций, таких как лишение прав, заключение под стражу, дополнительные штрафы или конфискация имущества, за данное правонарушение не предусмотрено.

В настоящее время предложение о введении штрафа за агрессивное вождение одобрено в первом чтении. До принятия или отклонения законопроект должен пройти еще два чтения. Ознакомиться с официальным текстом законопроекта можно по указанной ссылке.

Можно ли получить штраф за опасное вождение по камере?

Нет, в настоящее время нет. В авторитетных источниках по этому поводу ничего не зафиксировано, а имеющиеся на сегодняшний день камеры не способны зафиксировать столь сложное правонарушение в 2023 году. Следует помнить, что для назначения наказания необходимо соблюдение двух основных критериев.

Агрессивный стиль вождения

Неоднократное выполнение маневров в опасных условиях, создающих угрозу дорожно-транспортного происшествия, не может быть зафиксировано камерами. Это связано с тем, что любое вмешательство требует изменения скорости и/или траектории движения человека, на которого оно направлено. В результате камеры не могут выписать штраф за агрессивный стиль вождения.

Нарушения правил дорожного движения

Может ли сотрудник ГИБДД выписать штраф за опасное вождение? Ответ — нет, на дороге они не имеют права. Однако это не означает, что закон просто написан без каких-либо последствий. По аналогии с другими противоправными действиями, которые бывает трудно выявить, сотрудник ГИБДД все же может остановить вас и завести административное дело. Но они не могут решать, нарушили вы закон или нет,— это решает их начальник.

Действия сотрудника ГИБДД

Последовательность действий сотрудника ГИБДД на дороге выглядит следующим образом:

  1. Если он видит, что кто-то неоднократно нарушает правила дорожного движения своими агрессивными действиями (например, обгоняет, затем нарушает, создавая помеху), то инспектор:

  2. Остановит его и составит официальный документ — протокол, на основании которого будет возбуждено дело об административном правонарушении. В нем будут указаны особенности нарушения, ФИО человека, данные сотрудника милиции, место, дата и время совершения правонарушения, место, дата и время рассмотрения дела, рассказ нарушителя о случившемся.

Порядок рассмотрения нарушений правил дорожного движения

  1. Сначала инспектор выдает вам протокол о нарушении.

  2. Затем он разрешает Вам продолжить движение, выдав копию протокола, в котором указаны такие сведения, как дата, время и место рассмотрения дела о нарушении правил дорожного движения.

  3. Далее протокол передается начальнику инспектора.

  4. Наконец, начальник принимает решение по делу либо в Вашем присутствии, либо в отсутствие.

По поводу опасного вождения

В случае наложения штрафа Вам будет направлено уведомление о вынесенном постановлении либо лично, либо по почте, если Вы не явились на слушание.

Разъяснения по агрессивному вождению

Правила дорожного движения содержат четкие критерии нарушений, однако в отношении агрессивного вождения многие детали остаются неясными.

Вопросы об опасном вождении

Сколько времени должно пройти между двумя нарушениями, чтобы они стали считаться опасным вождением? Законодательство не дает ответа на этот вопрос.

Должен ли инспектор доказать, что вождение было опасным, и как это сделать? Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в ближайшее время.

Что считается высокой плотностью движения, при которой невозможно изменить курс? В правилах 2023 года нет ни указаний на такую плотность, ни определения. Кроме того, водитель всегда может заявить, что он намеревался свернуть или повернуть, и тогда это уже не будет нарушением.

Существует ли определение безопасного расстояния/бокового интервала?

Правила дорожного движения не дают конкретного ответа на вопрос о том, какое расстояние должно измеряться в метрах. Единственным способом определения безопасного расстояния является отсутствие ДТП.

Как понять угрозу аварии?

Если аварии не произошло, значит ли это, что вождение не было опасным? Это остается неясным.

Неудачный исход

С сожалением приходится констатировать, что ответ на многие из приведенных выше вопросов оказывается не в пользу водителя. Согласно Административному кодексу, лицо, рассматривающее дело, основывает свое решение на собственном мнении. В данном случае инспектор посчитал, что движение было интенсивным — следовательно, штраф, не согласился с тем, что водитель пытался развернуться — штраф, и определил боковой разрыв как опасный — еще один штраф. Является ли обязательным требованием для инспектора ГИБДД доказывать, что движение было опасным?

Противоречия 2023 года

В 2023 году большие споры вызывает вопрос об отношении к нарушениям, не связанным с непропуском пешеходов. Ведь в судах давно сложилась практика штрафовать и лишать прав только на основании протокола. Это связано с доверием к тому, что слова сотрудника милиции, поскольку он давал присягу, должны приниматься во внимание. Между тем рядовой водитель такой клятвы не давал, а значит, может обманывать. Следовательно, показания инспектора более надежны.

Решение Верховного суда

Недавно Верховный суд РФ вынес постановление, в котором говорится, что протокол сам по себе не может быть принят в качестве доказательства вины водителей. Должны быть и другие доказательства, иначе принцип презумпции невиновности не будет правильно применен. Как это будет происходить в случае с неосторожным вождением, скорее всего, будет аналогично штрафам за другие правонарушения, где закон не требует особых доказательств (например, алкотестеры и радарные пистолеты). Тем не менее, во многих случаях судьи отдают предпочтение стороне инспектора, несмотря на разъяснения суда.

Комментарии закрыты.