Термин «горюче-смазочные материалы» является общим термином для различных горючих жидкостей, используемых в двигателях внутреннего сгорания. В данной статье мы рассмотрим особенности горюче-смазочных материалов, различные виды нефтепродуктов, из которых они состоят, их применение и стандарты, которым они должны соответствовать.
Определение
Топливо и смазочные материалы — это сочетание горючих жидкостей, которые производятся из сырой нефти. В целом они используются в двигателях внутреннего сгорания для облегчения работы техники.
Топливо и смазочные материалы
Для обеспечения нормального функционирования двигателей внутреннего сгорания и различного технического оборудования существует широкий спектр веществ. К ним относятся:
-
Смазочные материалы — пластичные соединения и различные виды масел;
-
Топливо — бензин, дизельное топливо и керосин различных марок;
-
Технические жидкости — охлаждающие и тормозные жидкости.
Производством ГСМ занимаются промышленные предприятия. Эти предприятия, как правило, имеют возможность организовать полный производственный процесс, начиная от производства и заканчивая реализацией.
Контроль качества нефтепродуктов
Для производства нефтепродуктов необходимо соблюдение стандартов и правил. Поэтому каждый груз проходит лабораторные испытания на соответствие стандартам качества. Для реализации топлива, жидкостей и смазочных материалов необходимо предоставить пакет документов, содержащий технические и эксплуатационные характеристики, соответствующие виду продукции.
Виды топлив по отношению к горюче-смазочным материалам
Бензин, дизельное топливо и другие горючие смеси являются наиболее распространенными компонентами горюче-смазочных материалов. Бензин — это легковоспламеняющаяся смесь углеводородов, которая используется в двигателях внутреннего сгорания автомобилей, мототехники, мотоциклов, садовой техники и различных других устройств. Основным фактором, определяющим энергетическую мощность топлива, является скорость его воспламенения. При выборе топлива необходимо учитывать его состав, давление паров, наличие присадок и октановое число.
Дизельное топливо: свойства и характеристики
Дизельное топливо представляет собой смесь углеводородов, отличающуюся степенью вязкости. Маловязкие варианты используются в двигателях внутреннего сгорания высокоскоростного транспорта, грузовых автомобилей и т. п. Топлива с высокой вязкостью используются в промышленном секторе — для оборудования, сельскохозяйственной техники, спецтехники, тепловозов и военной техники. Это объясняется тем, что они обладают низкой взрывоопасностью, высоким КПД и обеспечивают мягкую, плавную работу двигателя внутреннего сгорания.
Керосин: Вторичная переработка углеводородного сырья
Керосин получают из углеводородного сырья путем вторичной переработки. Он незаменим в ракетостроении и авиации, а также для технических целей, например, для промывки и очистки механизмов. Быстрая скорость испарения и интенсивная теплота сгорания сделали его очень популярным. Кроме того, благодаря высокой устойчивости к низким температурам и снижению силы трения между деталями он используется в качестве смазочного материала.
Природный газ из залежей ископаемых нефтей
Этот вид энергии не извлекается из нефти путем ее переработки, поэтому его не следует относить к категории горюче-смазочных материалов. Что касается последних:
Смазочные материалы
Существует большое разнообразие масел, предназначенных для снижения трения и защиты деталей от износа. В зависимости от вязкости они подразделяются на:
Твердое топливо и смазочные материалы
Графит, хлорид кадмия и дисульфид молибдена — все это твердые вещества, которые используются для создания тепла в узлах сухого трения.
Пластические материалы
Пластмассы могут быть как твердыми, так и жидкими, и обладают повышенным сроком службы.
Полужидкие масла
Полужидкие масла используются для уменьшения трения между различными элементами системы.
Присадки для улучшения эксплуатационных характеристик
Качество горюче-смазочных материалов определяется включением в их состав присадок, повышающих эксплуатационные характеристики. В зависимости от назначения продукта и условий его использования может быть улучшен один или несколько показателей.
Характеристики присадок для моторных масел
-
Модификаторы — до 10%
-
Вещественная защита — 7–12%
-
Защита поверхности — 80–85%
Упрощение работы с клиентами
Для упрощения выбора потребителями горюче-смазочные материалы подразделяются на три типа: минеральные, синтетические и полусинтетические. На упаковке топлива также указывается информация о вязкости, зольности, температуре застывания (подходит для зимы или лета), а также о наличии и количестве присадок.
Специальные жидкости, связанные с горюче-смазочными материалами
Эти растворы используются во многих механизмах в качестве эксплуатационного элемента. Для улучшения качества в состав этих специальных жидкостей вводятся присадки, защищающие от коррозии. К этому специфическому виду топлива относятся тормозные и охлаждающие жидкости. Охлаждающие жидкости используются для отвода тепла в двигателях внутреннего сгорания и должны соответствовать этим требованиям.
Преимущества воды и антифриза
-
Сравнительно высокая температура кипения;
-
Отсутствие образования накипи;
-
Температура замерзания ниже температуры окружающей среды;
-
Не вызывает коррозии резиновых компонентов;
-
Отсутствие пенообразования при контакте с нефтепродуктами, вызывающими проблемы с замерзанием;
-
При нагревании наблюдается незначительное увеличение объема.
Очищенные нефтяные масла для тормозов
Основу тормозных жидкостей получают путем наиболее тщательной рафинации нефтяных масел. Эта смесь состоит из гликолей и сложных эфиров. Ее характеристики таковы:
-
Вязкость — обеспечивает эластичность как при горячих, так и при холодных температурах;
-
Температура замерзания — более низкая;
-
Температура кипения выше 115°C для барабанных тормозов и выше 190°C для дисковых тормозов.
Преимущества жидкостей
-
Отличные смазывающие свойства
-
Отсутствие разрушения резиновых рукавов, труб, клапанов (испарение, коррозия, расширение)
-
Используются в гидравлических системах сцепления, тормозных системах (гидравлических, гидропневматических)