Топливный фильтр как устроен и как работает, когда менять

10

Как он работает

На нефтеперерабатывающем заводе топливо может быть относительно чистым. Однако после прокачки через насосы, краны, клапаны и металлические/полимерные трубки топливо загрязняется частицами резины, металла и ржавчины. Даже на самой лучшей заправочной станции топливо не является идеально чистым.

Когда менять

В любой момент эти частицы могут засорить топливный фильтр. Чтобы избежать этого, необходимо периодически заменять фильтр. Это позволит обеспечить бесперебойную и эффективную работу автомобиля.

Безопасно ли заливать топливо в автомобиль?

Приобретать топливо из сомнительных источников нежелательно, так как используемые емкости могут быть нечистыми. Для предотвращения попадания нежелательных веществ в топливную систему автомобиля необходимы топливные фильтры.

Какие топливные фильтры существуют в автомобиле?

В автомобиле, как правило, имеется два топливных фильтра.

Фильтр грубой очистки

Фильтр грубой очистки, обычно состоящий из мелкой сетки, используется для защиты топливного насоса от крупных фрагментов.

Фильтр тонкой очистки

Более тонкий фильтр обеспечивает защиту более хрупкого топливного оборудования, к которому относятся:

— Топливный насос. Подает топливо из топливного бака к топливным форсункам под постоянным давлением. — Топливные форсунки. Топливо распыляется в камеру сгорания. Фильтр способен справиться с частицами, не видимыми человеческому глазу, а также с продуктами износа топливного насоса из бензобака.

Топливный фильтр

Для получения качественного и чистого топлива на выходе из корпуса необходим топливный фильтр. Внутри алюминиевого корпуса находится фильтрующий элемент. Стрелка на корпусе обозначает направление потока топлива. Такое обычно встречается на инжекторных двигателях. Можно ли ездить без топливного фильтра?

Наличие

В большинстве автомобилей, даже в самых примитивных машинах с карбюраторным двигателем, имеются как фильтры грубой, так и тонкой очистки топлива. Исключение составляют лишь два случая, когда чего-то не хватает.

Потенциальные опасности при ремонте топливной системы

Хотя это не так уж редко, сетка топливного насоса может быть установлена или закреплена неправильно. При ремонте или оценке топливной системы возможно направление потока топлива в обход фильтра. Это может произойти, например, при очистке топливных форсунок. В таких случаях на крюк капота подвешивается специальный насос, который подключается непосредственно к топливной рампе. При этом топливный насос отключается, а в насос заливается специальная жидкость для очистки. Двигатель при этом работает. Механику необходимо быть предельно внимательным при обращении с топливной аппаратурой, так как чистота должна соблюдаться неукоснительно.

Отсутствие фильтра = большие проблемы

Без фильтра машина может столкнуться с кустарным ремонтом или санитарными проблемами на рабочем месте. Фильтр грубой очистки необходим для защиты, иначе крупные частицы могут повредить топливный насос. Фильтр тонкой очистки может справиться с более мелким мусором, но он быстро засоряется. Если в насос попадет песчинка, он может заклинить и потребует замены. Если частицы не такие крупные, то насос не остановится, но будет интенсивно работать и перемалывать все, что находится в топливном баке — песок, грязь, кусочки ржавчины.

Потенциальный ущерб от плохой фильтрации

Без хорошей системы фильтрации ущерб и расходы возрастают. Пострадают такие дорогостоящие топливные компоненты, как насос-форсунки и топливоподкачивающие насосы. Поршень и гильза топливного насоса высокого давления работают с высокой точностью. Попадание в эту пару слишком крупной частицы может привести к серьезному повреждению топливного насоса и снижению его производительности.

На конце топливной форсунки находится распылитель с мелкими отверстиями. Чем меньше отверстия и больше давление топлива, тем эффективнее топливо смешивается с воздухом и тем мощнее и экономичнее будет работать двигатель. Для примера, распылители дизельного двигателя КАМАЗ имеют четыре отверстия диаметром от 0,2 до 0,3 мм. Одна песчинка может легко забить одно или несколько таких отверстий, что приведет к некорректной работе двигателя и повышенному расходу топлива.

Конструкция топливного фильтра

Картридж бескорпусного топливного фильтра изготавливается путем сворачивания бумаги в форме гармошки в цилиндр. Конструкция может быть различной. Как правило, картридж может иметь уплотнительные кольца в верхней части и небольшую рамку в нижней части для сбора капель воды. В качестве альтернативы картридж может иметь трубки или каналы для удаления воды из корпуса, не требующие полной разборки.

Корпус топливной системы

Эта система содержит специальную камеру с крышкой, которая может сниматься. На корпусе или его крышке может находиться штуцер для слива воды. Обязательно проверьте качество упаковки: кроме картонной коробки, он должен быть в герметичном пакете или пленке, защищающей от влаги. Здесь показан топливный фильтр для нового Volkswagen Tiguan с дизельным двигателем без корпуса. Имеется дополнительная трубка для отвода воды, скапливающейся на дне емкости. Фото: Henadzi Kilent/Shutterstock.

Размещение корпусного фильтра

Фильтр корпуса располагается в основании, поэтому его обычно изготавливают из алюминия, который наиболее устойчив к коррозии. Возможно также использование пластика. Внутри корпус представляет собой ту же коническую гармошку из фильтровальной бумаги.

Типы корпусных фильтров.

  • Карбюраторные — давление обычно низкое, поэтому корпус маленький и тонкий. Визуально можно определить количество загрязнений на картридже. Если количество велико, фильтр подлежит замене.

Топливные инжекторы и дизели

Инжекторы

Для инжекторов необходимо более высокое давление, а требование к чистоте топлива остается прежним. Корпус обычно изготавливается из алюминия, на нем обычно написано рабочее давление, что свидетельствует о наличии редукционного клапана. В комплект поставки входят три штуцера: впускной, выпускной и «обратка» для отвода ненужного топлива обратно в бак.

Дизели

Вертикальные дизели, изготовленные из алюминия или толстостенного пластика, имеют 4 штуцера: входной, выходной, возврат из топливной рампы и возврат в бак. Дополнительно в конструкцию может быть включен штуцер для слива воды или датчик воды в топливном фильтре.

Фильтры без датчиков

В некоторых случаях фильтры могут не включать в себя датчик или соответствующий фитинг. Вместо него устанавливается заглушка. В этом случае необходимо перенести датчик из старого фильтра. Давление, на которое настроен фильтр, обычно указывается на его корпусе.

Топливный насос высокого давления

Топливный насос отвечает за перекачку топлива с высоким уровнем давления, что позволяет ему поступать без пауз.

Редукционный клапан

Редукционный клапан минимизирует избыточное давление и направляет часть топлива обратно в бак.

Внешне идентичны, но рабочее давление имеет значение

Внешне эти два фильтра могут выглядеть одинаково, но необходимо учитывать рабочее давление в топливной системе. Для атмосферного двигателя это давление составляет 4 бар, а в баке находится один топливный насос. Для турбодвигателя с непосредственным впрыском рабочее давление составляет 6,6 бар, что необходимо для работы топливного насоса. После этого давление повышается до 40–60 бар. На корпусе фильтра в зависимости от двигателя может быть указано давление 4,5 и 3,8 бар.

Трудности при замене необслуживаемых топливных фильтров

Замена необслуживаемого топливного фильтра может оказаться довольно сложной задачей. Эта задача не предусмотрена регламентом, что делает ее более дорогостоящей, чем следовало бы. Кроме того, фильтр нельзя найти в качестве отдельной запасной части, и приходится приобретать весь топливный насос в сборе с фильтром.

Корпус топливного фильтра бензинового Volkswagen Tuareg

Корпус топливного фильтра бензинового автомобиля Volkswagen Tuareg находится над топливным насосом и продается как отдельная деталь, замена которой не регламентируется. Его бывает трудно найти, поэтому важно выбрать правильный вариант.

Выбор правильного топливного фильтра

Обязательно нужно подбирать топливный фильтр по VIN. Если этого не сделать, двигатель будет работать неправильно и может выйти из строя. Если фильтр от атмосферного двигателя с давлением 4 бар использовать на двигателе с турбонаддувом, который требует давления 6,6 бар, то топливо будет поступать неправильно. Двигатель может нормально запускаться и работать на холостом ходу, но под нагрузкой будут возникать осечки, так как смесь будет недостаточной, а давление недостаточным. Блок управления двигателем попытается изменить состав топливно-воздушной смеси в определенных диапазонах оборотов, но при этом все равно будут возникать проблемы с оборотами.

Опасности, связанные с установкой топливного фильтра высокого давления

Если в слабый двигатель установить фильтр с более высоким давлением, чем необходимо, то форсунки будут выбрасывать больше топлива, что приведет к переобогащению смеси. В конечном итоге это может привести к детонации, когда топливно-воздушная смесь в цилиндре воспламеняется быстрее, чем нужно. Если электроника не обнаружит эту проблему, то может потребоваться капитальный ремонт двигателя.

К сожалению, не всегда есть возможность приобрести оригинальный топливный фильтр, особенно если он слишком дорог или просто недоступен. К счастью, качественные аналоги вполне доступны. Для определения наиболее подходящего из них рекомендуется обратиться к специалисту СТО.

Не соглашайтесь на низкокачественные фильтры

Если вы находитесь на рынке фильтров, избегайте бюджетных вариантов. У одного китайского производителя есть проблема с редукционными клапанами, когда каждое десятое устройство издает свист, разрывающий уши, при работе топливного насоса. Неизвестно, могут ли эти фильтры поддерживать нужное давление, однако покупатели массово возвращают их обратно. Автомобиль даже не доезжает до эвакуатора — он возвращается обратно своим ходом, и это, мягко говоря, неприятный опыт.

Когда менять топливный фильтр

Замена топливного фильтра должна производиться в соответствии с инструкциями производителя автомобиля. Например, Volkswagen Polo Sedan требует обновления фильтра каждый второй раз или через каждые 30 тыс. км. Этот фильтр расположен рядом с топливным баком и легко доступен. Фильтр Kia Rio, напротив, установлен в корпусе топливного насоса в баке. Для его замены необходимо отсоединить топливный насос и осмотреть его. Тем не менее, норматив составляет 60 000 км.

Дизельные двигатели коммерческих автомобилей

Для дизельных силовых агрегатов грузовых автомобилей требования могут отличаться от требований к легковым автомобилям. Например, на дизельном Volkswagen Transporter T6 замена топливного фильтра должна производиться через каждое второе ТО, а сейчас — раз в 40 тыс. км. В руководстве по эксплуатации автомобиля должна содержаться информация о периодичности замены топливного фильтра. Если на вашем автомобиле установлен несъемный фильтр и производитель ничего не указывает о требованиях к его замене, стоит понаблюдать за поведением автомобиля и работой двигателя. При засорении топливного фильтра могут появиться определенные признаки:

Поиск и устранение неисправностей двигателя

Двигатель может проявлять признаки неисправности, такие как неравномерное троение и трудности с запуском после длительной стоянки. Он также может «плохо тянуть» при подъеме в гору или под нагрузкой, сопровождаясь заметными вибрациями и повышенным расходом топлива. Целесообразно обратиться в автосервис для диагностики, но первой рекомендацией может быть замена топливного фильтра для устранения наиболее распространенной проблемы, прежде чем приступать к дальнейшей диагностике.

Не откладывайте замену топливного фильтра

Не забывайте о топливном фильтре. Не откладывайте его замену. Соблюдайте требования инструкции или, если приходится заправляться из ненадежных источников, меняйте его еще чаще.

При самостоятельной замене не забывайте о том, что она может быть грязной и сопряженной с загрязнением или ржавчиной.

Будьте внимательны к расходам на замену фильтров

При замене фильтра на станции технического обслуживания своего автомобиля важно знать стоимость работ. Возможно, что инструмент для самостоятельной замены окажется дороже, чем работа профессионального механика, а фильтр следует менять каждые два года.

Не поддавайтесь искушению купить самые дешевые фильтры. Хотя на первый взгляд они кажутся выгодным предложением, вы можете оказаться в затруднительном положении, если проблемы возникнут, когда вы будете находиться далеко от дома. В этом случае может возникнуть необходимость в вызове эвакуатора, что может дорого обойтись.

Комментарии закрыты.