Симптомы неисправности датчика коленвала или как предотвратить поломку

Датчик положения коленвала предназначен для синхронизации системы зажигания и работы топливных форсунок в бензиновой инжекторном двигателе. Соответственно, его поломка приведет к тому, что зажигание будет спешить или запаздывать. Это приведет к неполному сгоранию топливной смеси, нестабильной работе двигателя или полном его отказе.

В настоящее время существует три типа датчиков — индукционные, на основе эффекта Холла, а также оптические. Однако самыми распространенными являются датчики, относящиеся к первому типу (индукционные). Далее мы поговорим с вами о возможных неисправностях и методы их устранения.

Независимо от того, по какой технологии работает ДПКВ, признаки неисправностей в его работе всегда одинаковы. Если не работает датчик коленвала, то об этом вам скажут следующие признаки:

  • значительное снижение динамических характеристик машины (хотя этот фактор может следствием и других поломок, все же стоит провести диагностику ДПКВ);
  • произвольно меняются обороты двигателя в движении;
  • в холостом режиме обороты мотора «плавают»;
  • во время динамической нагрузки в двигателе возникает детонация;
  • при полном выходе из строя ДПКВ становится невозможно запустить двигатель.

Далее вкратце остановимся на устройстве датчика коленвала для того, чтобы лучше понять причины возникновения неисправностей и методы их устранения.

Для того чтобы понять работу и ошибки датчика коленчатого вала, в первую очередь необходимо разобраться с принципом его работы. Он представляет собой конструкцию из стального сердечника, обмотанного медным проводом, помещенного в пластмассовый корпус. Все провода изолированы друг от друга компаундной смолой.

Датчик положения коленвала/распредвала. Устройство и назначение

Видео лекция об устройстве и назначению датчика положения коленвала/распредвала. Функциональные особенности и выход из строя датчиков положения коленчатого вала и распределительного вала (ДПКВ и ДПРВ).

Задача устройства — фиксировать прохождение возле датчика металлических зубьев шкива. На нем есть 60 зубьев, 2 из которых отсутствуют. Именно прохождение этого пустого промежутка должен зафиксировать датчик. Это дает возможность синхронизировать работу системы зажигания и системы питания с тем, чтобы обеспечить правильную последовательность подачи топлива через форсунки. Это необходимо для создания оптимальной топливной смеси.

Перед тем как перейти непосредственно к описанию принципа работы датчика коленвала необходимо указать, что всего существует три их разновидности. В частности:

  • Индукционный датчик. В его основе лежит использование намагниченного сердечника, вокруг которого намотана медная проволока (катушка), концы которой выведены для фиксации изменения напряжения. Именно такой тип датчика чаще всего устанавливается в современных машинах.
  • Оптический датчик работает на основе светодиода, который излучает световой луч и приемника, фиксирующего этот луч с другой стороны. При прохождении контрольного зуба луч прерывается, что фиксируется контрольным прибором. Информация о частоте вращения передается на ЭБУ.
  • Датчик Холла. Он основан на одноименном физическом эффекте. Так, на коленвале установлен магнит, который фиксируется датчиком, в котором в этот момент начинается движение постоянного тока, что фиксируется синхронизирующим диском. Подробнее об этом вы можете почитать в следующей статье.

Это интересно:  Причины и признаки приближения ремонта

Далее перейдем к рассмотрению неисправностей.

Мы поговорим с вами о том, как сделать проверку индуктивного датчика, поскольку, как было указано выше, именно такой тип наиболее распространен на современных автомобилях. Перед тем как снять датчик с его посадочного места, не забудьте обозначить метками его положение на двигателе. Это избавит вас от проблем при повторном его монтаже. Итак, переходим к рассмотрению диагностики.

Проверка сопротивления омметром

Это наиболее простой метод, однако он не дает 100%!гарантии того, что такая проверка выявит неисправность. Для этой процедуры вам понадобится мультиметр, который вы должны переключить в режим измерения сопротивления (омметр). С его помощью нужно измерить сопротивление катушки индуктивности. Сделать это можно, просто прикоснувшись щупами мультиметра попарно к выводам катушки. Полярность в данном случае не имеет значения.

Как правило, значение сопротивления большинства катушек находится в пределах 500…700 Ом. Однако точное значение лучше почитать в документации к датчику или найти в интернете. Соответственно, на мультиметре нужно устанавливать верхний предел — 2 кОм (предел может различаться у разных моделей мультиметров, главное, чтобы он был больше измеряемого и наиболее близок к нему). Если в результате замера вы получили значение, близкое к обозначенному выше, значит, с катушкой все в порядке. Однако успокаивать себя еще рано, ведь такая проверка не полная. Лучше продолжить проверку с помощью других методов.

Рекомендуем:  Диагностика коробки-автомат

Проверка значения индуктивности

Любая катушка в возбужденном состоянии имеет свою индуктивность. Это же касается и той, которая встроена в корпус ДПКВ. Метод проверки заключается в измерении этого значения. Для этого вам понадобится:

Измеритель индуктивности

  • мегаомметр;
  • сетевой трансформатор;
  • измеритель индуктивности;
  • вольтметр (желательно цифровой).

Некоторые мультиметры имеют встроенную функцию измерения индуктивности. Если же у вашего прибора ее нет, то стоит воспользоваться дополнительным оборудованием. В любом случае измеренное значение индуктивности катушки ДПКВ должно находиться в пределах 200…400 мГн (в отдельных случаях может незначительно отличаться). Если вы получили значение, которое сильно отличается от указанного, то велика вероятность того, что датчик неисправен.

Далее нужно измерить сопротивление изоляции между провода катушки. Для этого используют мегаомметр, установив на нем выдаваемое напряжение, равное 500 В. Процедуру замера лучше проводить 2-3 раза для получения более точных данных. Измеренное значение сопротивления изоляции не должно быть ниже 0,5 МОм. В противном случае можно констатировать нарушение изоляции в катушке (в том числе возможность появления межвиткового короткого замыкания). Это указывает на неисправность прибора. Размагничивание катушки необходимо провести с помощью сетевого трансформатора. Однако самый совершенный метод диагностики ДПКВ заключается в использовании осциллографа.

Проверка с помощью осциллографа

Осциллограмма на работающем двигателе. Красным обозначено прохождение места без зубьев

С помощью этого метода можно не только узнать контролируемые значения, но и увидеть процесс формирования сигналов. Это дает исчерпывающую информацию о состоянии и работе ДПКВ. Лучше проводить его на работающем двигателе. Однако можно и снять датчик. Для работы вам понадобится электронный осциллограф и программное обеспечение для работы с ним. Проверка со снятым датчиком проходит по следующему алгоритму:

  1. Подсоединить щупы осциллографа к выводам катушки ДПКВ. Полярность не имеет значения.
  2. Запустить программу для работы с осциллографом.
  3. Взять любой металлический предмет и помахать им перед ДПКВ.
  4. Если датчик исправен, то одновременно с этим на экране будет воспроизводиться осциллограмма, которая будет строиться по данным от датчика.

Если датчик зафиксировал перемещения металлического предмета, значит, он, скорее всего исправен. Однако точный диагноз можно поставить лишь при подключении осциллографа к датчику с работающим двигателем. Это делается просто, подключив щупы параллельно к выводам датчика. Полученная таким образом осциллограмма даст вам информацию о формирующихся сигналах.

Итоги

Датчик положения коленвала индуктивного типа — несложное, однако очень важное устройство. При описанных выше признаках неисправности обязательно проведите его диагностику. Какой метод выбрать, зависит от наличия в вашем распоряжении необходимых приборов и инструментов. Советуем вам начать с простейшего метода по измерению сопротивления катушки. Если у вас нет описанных выше инструментов и приборов, то отгоните машину на СТО, где мастера проведут для вас полную диагностику.

Признаки неполадок датчика

Измеритель оборотов коленчатого вала считается довольно надежным устройством, исправно функционирующим от 100 тыс. км и более. Нередки случаи, когда элемент отрабатывает весь срок службы автомобиля. Неисправность датчика коленвала может возникнуть по таким причинам:

  1. Внутренний обрыв либо замыкание обмотки катушки возникает из-за длительного воздействия вибрации, передающейся от двигателя. Подобная поломка встречается весьма редко.
  2. Обрыв электрической цепи между прибором и контроллером. Причины – та же вибрация, оплавление проводников от контакта с горячими частями мотора либо случайное повреждение автолюбителем.
  3. Механическое разрушение корпуса случается в процессе ремонта, выполняемого в подкапотном пространстве. Например, удар сорвавшимся гаечным ключом.
  4. Нарушение контакта в разъеме от окисления или разбалтывания.
  5. Загрязнение рабочей поверхности, взаимодействующей с зубчатым шкивом.

Последний пункт списка требует отдельного пояснения. Общеизвестно, что электромагнитное поле проникает сквозь диэлектрические материалы, в том числе пыль и грязь. Но в месте расположения датчика к традиционным загрязнителям добавляются мелкие металлические частицы и стружка, летящая с шестерен. Попадая на торец сердечника, они экранируют магнитное поле, отчего электрический импульс постепенно ослабляется.

Справка. Загрязнение сердечника мельчайшими металлическими частицами характерно для изношенных силовых агрегатов с протекающими коренными сальниками. Смесь моторное масло + грязь + стружка толстым налетом покрывает находящиеся рядом детали, в том числе измеритель положения коленчатого вала.

Как хозяин автомобиля может определить симптомы неисправности датчика:

  1. Когда элемент полностью выходит из строя, двигатель глохнет и при последующих попытках запуска не подает признаков «жизни», поскольку контроллер не «видит» положение коленчатого вала. Аналогичный результат дает обрыв электрической цепи.
  2. Нестабильная работа на холостом ходу. Обороты мотора «скачут», наблюдается вибрация силового агрегата.
  3. Потеря мощности силового агрегата, провалы в процессе разгона.
  4. Увеличение расхода бензина либо солярки.
Рекомендуем:  Средства для промывки сажевого фильтра дизельного мотора

Как странно это ни звучит, но первый признак – самый благоприятный. Реанимировать «мертвый» мотор куда проще – достаточно проверить цепь или поменять сам датчик. При ненадежном контакте и прочих мелких неприятностях двигатель не отказывает, но ведет себя нестабильно. Проблема заключается в том, что при поломках других датчиков и неполадках системы зажигания силовой агрегат ведет себя таким же образом и выявить реальную неисправность гораздо сложнее.

Когда неисправен датчик расхода воздуха, положения дроссельной заслонки или лямбда – зонд, блок управления переходит на аварийный режим работы, подавая топливо по усредненным показателям. Отсюда нестабильная работа и повышенный расход. Такие же признаки наблюдаются при неполадках в цепи измерителя оборотов коленчатого вала.

Как выявить неисправности?

Далее поговорим о признаках поломки. Каковы основные симптомы неисправности датчика коленвала? Такой вопрос является актуальным. Основными признаками выхода из строя регулятора положения коленчатого шкива можно назвать:

  1. Детонирование двигателя (стук гидрокомпенсаторов) при больших нагрузках или езде в гору на пониженных оборотах.
  2. Мотор стал работать менее устойчиво. В частности, на холостом ходу вы заметите падение и резкое увеличение оборотов. Кроме того, ваше транспортное средство может заглохнуть на холостом ходу как во время езды, так и при стопе на светофоре.
  3. Мотор не может работать на полную мощность, и это падение оборотов вы сможете заметить без приборных показаний. Мощность двигателя может периодически падать и подниматься, вне зависимости от каких-либо факторов.
  4. Значительное снижение динамических характеристик транспортного средства.
  5. С запуском двигателя внутреннего сгорания могут возникнуть проблемы.
  6. Кроме того, одним из самых заметных признаков поломки данного регулятора, как указано ранее, является невозможность запуска мотора.
  7. Еще один признак неисправности датчика положения коленчатого вала — пропадает искра, не совсем отсутствует, но периодически не появляется.

Разумеется, такие неисправности могут свидетельствовать и о других неполадках в работе мотора. К примеру, падение мощности и оборотов может говорить о засорении бензонасоса или поломке топливного фильтра. Но информация, приведенная ниже, поможет вам продиагностировать устройство.

Устройство и принципы работы датчика

В устройство датчика положения коленвала (ДПКВ) входят:

  • Капроновый каркас;
  • Стальной магнитный сердечник;
  • обмотка из тонкого медного провода;
  • Изоляция (эмаль или смола).

Датчик предназначен для создания синхронизированной работы топливных форсунок и системы зажигания. Неисправная работа этого элемента приводит к нестабильной работе подачи топлива или же к отсутствию, чревато остановкой работы двигателя и невозможностью привести его в действие. Работа датчика дает возможность компьютеру (микроконтроллеру) определять положение поршней в цилиндрах. На коленчатом валу установлено зубчатое колесо, на котором два зубчика пропущены. Во время движения вала зубчики колеса проходят возле датчика, тем самым искажают его магнитное поле и импульсы формируются в катушке индуктивности датчика. Отсутствие двух зубов – это стартовая или нулевая точка для определения компьютером начального положения коленвала. Компьютер считает количество импульсов, которые приходят от датчика, и определяет, в каком положении находится коленвал, и, на основании положения коленчатого вала, рассчитывает время для срабатывания топливных форсунок и системы зажигания.

Как устроен и как работает ДПКВ

Перед тем, как поговорить о ремонте и диагностике датчика положения коленвала следует рассказать о том, какими вообще бывают эти датчики и каков принцип работы подобных устройств. И так, существует три основных типа датчиков положения коленвала:

  • магнитно-индукционные;
  • оптические;
  • датчики Холла;

В магнитном датчике индуцируется электрическое напряжение, когда через магнитное поле, которым окружен датчик, проходят зубья диска синхронизации. Такой датчик достаточно прост, а главное он не требует для своей работы дополнительных затрат электроэнергии.

В оптическом датчике, зубья синхронизационного диска прерывают световой луч, проходя между светодиодом и воспринимающим светочувствительным элементом. И здесь уже, для работы датчика нужен какой-то минимум электричества, иначе диод просто не будет светить.

Датчики Холла основаны на одноименном эффекте и работают по принципу пересечения  переменным магнитным полем диска синхронизации, постоянного поля датчика.

На основании показаний ДПКВ определяется положение коленчатого вала, а так же частота его вращения. Благодаря чему, возможна синхронизация работы двигателя в целом и подачи топлива с системой поджига в частности. 

Читайте также: Признаки неисправности датчика распредвала.

Как работает датчик?

Чтобы научиться выявлять неполадки указанного прибора, нужно представлять его конструкцию и понимать принцип работы. Устройство датчика несложное и включает следующие элементы:

  • многовитковая катушка;
  • магнитный сердечник;
  • выводы катушки припаяны к контактам разъема;
  • неразборный пластмассовый корпус с отверстием для крепления.

Измеритель устанавливается в непосредственной близости от зубчатого шкива, прикрепленного к коленчатому валу со стороны шестерен газораспределительного механизма. Посредством проводников датчик соединяется с главным электронным блоком, управляющим работой мотора.

Рекомендуем:  Ремонт глушителя автомобиля без сварки своими руками

Магнитный сердечник выведен наружу через торцевую часть пластикового корпуса и максимально приближен к зубьям вращающегося шкива. Просвет между деталями не превышает 1 мм.

Принцип действия прибора основан на явлении электромагнитной индукции. Когда в непосредственной близости от сердечника проходит значительная масса металла, катушка вырабатывает кратковременный электрический импульс. Зубцы крутящегося шкива вызывают череду таких импульсов, передающихся по проводам контроллеру. Благодаря этому электронный блок всегда «знает» положение коленвала, определяет верхние мертвые точки всех поршней и вовремя подает команду форсункам на впрыск топлива.

Отсюда возникло второе название прибора – датчик оборотов коленчатого вала. Надо понимать, что импульсы вырабатываются только при динамическом воздействии металлической массы, то есть, когда шкив вращается. Если коленвал остановился, ток в цепи элемента не возникает.

Примечание. По сигналам датчика контроллер не только своевременно направляет топливную смесь в цилиндры, но и дает команду системе зажигания вырабатывать искру, когда один из поршней выполняет такт сжатия и приближается к своей верхней точке.

Что такое ДПКВ?

ДПКВ — это электромагнитное устройство, определяющее синхронизацию функционирования топливных форсунок и системы впрыска. В системе впрыска топлива это устройство является одним из самых основных, поскольку без него работа системы в принципе невозможна.

Вышедший из строя ДПКВ

Поломки этого датчика со временем станут причиной появления сбоев в работе мотора. И хотя такие поломки не особо часто встречаются на практике, если вы решили отправиться в дальнюю дорогу, лучше иметь в запасе рабочее устройство. Ведь в случае его поломки езда на машине будет невозможной.

ДПКВ располагается около вала привода генератора при помощи специальных креплений. Он должен быть установлен с небольшим зазором между самим устройством и зубчатым валом. В идеале этот зазор не должен превышать 1 мм, а выставляет он при помощи подбора определенных шайб. Принцип работы регулятора заключается в том, чтобы передавать определенные показания, по которым контроллер будет определять, в какой конкретно цилиндр следует подавать горючую смесь и с каким интервалом.

Этот регулятор — индуктивного типа. ДПКВ реагирует на прохождение зубчиков вала.

Основные признаки неисправности

ДПКВ – единственный элемент автомобиля, неисправность которого приведет остановке двигателя.

Существует ряд ошибок работы автомобиля, которые относятся к неисправности этого измерительного прибора. Вообще, когда выходит из строя этот элемент на панели приборов загорается красная лампочка (Check engine). Так можно понять что он – неисправный. Итак, какие же это симптомы?

  1. Резкое уменьшение мощности автомобиля, которое можно определить даже без специальных приборов;
  2. Происходит произвольное понижение или повышение оборотов двигателя;
  3. Во время динамической нагрузки в двигателе происходит детонация;
  4. Двигатель не запускается при повороте ключа;
  5. Во время движения машины на холостом ходу происходят неустойчивые обороты двигателя;
  6. Отсутствие холостого хода.

Чтобы проверить работоспособность измерителя не обязательно обращаться к мастеру. Это действие можно выполнить самостоятельно. Сделать это можно, используя несколько вариантов, отличаются они лишь применением разных приборов. Простой метод. Перед проверкой нужно демонтировать устройство, и прежде чем его снять, нужно сделать отметки его изначального положения. Нужно так же выполнить контроль зазора между сердечником и диском синхронизации, его величина примерно должна быть в диапазоне от 0.6 до 1.5 мм. После того, как снимите, хорошо просмотрите его на наличие видимых механических повреждений. Что бы лучше рассмотреть, измеритель и его контакты нужно протереть тряпкой, смоченной в спирте. Если при осмотре не было обнаружено никаких механических повреждений, то нужно приступить к изучению электрической схемы.

Нужно проверить сопротивление обмотки на катушке, применяя омметр. Если табло прибора покажет цифры в диапазоне от 550 до 700 Ом, то это значит, что датчик исправлен. В случае, когда будет другое значение или же вообще не реагирует на тест – это признак того, измеритель положения коленвала неисправен. Глубокая проверка. Проверяется сопротивление обмотки, сопротивление изоляции, намагниченность датчика. Для такой проверки нужно использовать: сетевой трансформатор, мегомметр, цифровой вольтметр, прибор для измерения индуктивности. Важно знать, что измерения будут более точными, если их проводить при температуре воздуха не 20º С. Если датчик исправный нужно проверить шкив. Он может быть неплотно сидит на вале, что приводит к неправильной подаче импульсов датчиком. Или же причина в колесе с зубьями. Может быть один или несколько зубьев отломались. Но, вряд ли дело дойдет до глубокой проверки. В основном для того, что бы понять работает прибор или нет, достаточно его протестировать омметром.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: