Почему троит автомобильный двигатель и как с этим бороться?

«У машины троит двигатель» – эту фразу приходилось слышать большинству автомобилистов, даже если речь шла не об их верных «железных конях». Но что под этим подразумевается, знают далеко не все. Для начинающих автомобилистов такие слова – вообще тайна. В этой статье мы поговорим о том, что они означают, разберемся, почему двигатель может троить и как определить причину неисправности.

Содержание

Почему троит мотор?

На самом деле такой диагноз означает, что один из цилиндров ДВС по какой-либо причине не работает, что отрицательно сказывается на функции силового агрегата в целом и сразу заметно по нарушению издаваемого им звука. Двигатель начинает «бубнить», снижается компрессия, а при длительной работе мотор перегревается. Троение двигателя способствует ускоренному износу его элементов, появлению задиров на поршнях, а также на цилиндрах.

Самостоятельная диагностика нередко осложняется тем, что установить точную причину без использования специальной аппаратуры очень тяжело, поскольку при обычной проверке никаких нарушений не заметно. Тем не менее, разберемся, что нужно сделать, чтобы по возможности определить причину троения в обычных условиях, не располагая профессиональными приборами.

Проверка свечей зажигания

В первую очередь нужно проверить, каково состояние свечей. Для этого, поочередно выкручивая их из цилиндров, осмотрите поверхность резьбовой части каждого из элементов. У исправной свечи она должна быть светлой, возможно – с незначительным коричневым налетом. Резьба, покрытая черным нагаром, может стать причиной, из-за которой двигатель будет троить. Налет черного цвета образуется чаще всего при закидывании элемента маслом. Другими причинами его появления могут быть:

  • Регулярная длительная работа мотора в режиме прогрева, а также на холостых оборотах.
  • Смещение фаз газораспределения.
  • Сбой функции кислородного датчика.
  • Низкая компрессия.
  • Нарушение функции инжекторных форсунок.

 Густой нагар на резьбе препятствует нормальному искрообразованию, поэтому цилиндр с такой свечой не будет работать совсем, либо будет работать с перебоями.

Проверка свечей зажигания

Осмотреть нужно не только резьбовую, но и корпусную часть свечи. Она должна иметь белый цвет без черных точек и полос. Их наличие свидетельствует о пробое свечи – ждать нормальной работы от такого элемента не стоит.

Допустим, что при внешнем осмотре неполадок не выявлено. Теперь надо проверить, вырабатывается ли искра свечой зажигания при прокрутке двигателя стартером. Наконечник высоковольтного кабеля нужно подсоединить к проверяемой детали, прикоснуться последней к корпусу мотора и, повернув ключ в замке зажигания, посмотреть, имеется искра между корпусной частью двигателя и электродом или нет. Исправный элемент при контакте с массой должен выдавать яркую синюю искру. Если искрение отсутствует или очень слабое – мы разобрались, почему троит двигатель. Нерабочую свечу следует заменить, а лучше всего – установить новый комплект.

Осмотр высоковольтных кабелей

Если проверка показала, что свечи в порядке, значит, нужно проверить состояние каждого из высоковольтных проводов. Для этого поочередно снимите со свечей зажигания кабели и осмотрите их наконечники. В норме внутренняя поверхность не должна иметь налета. Снаружи на проводе не должно быть точек.

Налет изнутри, как и наличие точек на внешней стороне свидетельствует, что провод работал с неисправной свечой. Если не обращать на эти признаки внимания и продолжать пользоваться кабелем с таким наконечником – через некоторое время его пробьет.

Чтобы определить, в каком состоянии находятся проводники, следует измерить мультиметром (лучше цифровым, полученные данные будут точнее) величину их сопротивления. Для различных типов силовых агрегатов нормальные показатели могут быть разными, но в любом случае максимальное значение не должно быть более 20 кОм. В случае, если сопротивление какого-либо высоковольтного провода намного меньше, чем у других кабелей – можно смело утверждать, что в троении мотора виноват он.

Причиной неисправности может быть неправильное подключение проводов. На поверхности любой катушки зажигания имеются цифры рядом с каждым выходом, соответствующие номерам цилиндров, к которым нужно подключать кабели. Но поскольку известно об этом не всем, да к тому же цифры могут быть не видны под слоем грязи на крышке распределителя, места подключения проводов зачастую путают. В итоге машина начинает троить. Чтобы не ошибиться с местами подключения, катушку нужно очистить от грязевых отложений и подключить высоковольтные провода в соответствии с цифрами.

Рекомендуем:  Как поменять радиатор печки на Лада Калина

Забитые форсунки, неисправный инжектор

Причиной троения двигателя может стать вышедший из строя инжектор, но такое случается довольно редко. Более распространены другие неисправности, связанные с неполадками в механизме топливоподачи:

  • Засоренность форсунок из-за использования некачественного горючего.
  • Оборванные (замкнувшие) цепи электропитания на инжектор.

Если троит двигатель, а быстро установить причину неполадок не получается – нужно отправляться в автосервис. Специалисты с помощью диагностической аппаратуры быстро определят, чем вызвана неисправность. Попытка самостоятельного ремонта может привести к тому, что будут заменены исправные детали (а это бесполезная трата денег), но работа ДВС так и не наладится.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться новостью в соцсетях

    Метки: featured, диагностика авто, ремонт авто, троит двигатель

Что значит троит двигатель

Когда говорят: троит двигатель, подразумевают неровную не ритмичную работу его цилиндров. В результате каких-то сбоев и неполадок нарушается их рабочий такт, что легко прослушивается, когда мотор заведен. Собственно, глобальной причиной троения двигателя, является отказ или нарушение работы одного из цилиндров. А вот к таким нарушениям, могут приводить уже очень разные неполадки.

Выявление недействующего цилиндра

Эта задача совсем не сложная. Единственным делом при этом является поочередное отключение на работающем моторе колпачков свечей зажигания. Если будет отключен исправно функционирующий цилиндр, то звук двигателя сразу изменится. А если при снятии наконечника со свечи звук мотора остается прежним, то это и есть неисправный недействующий цилиндр.

Отключая провода высокого напряжения, нужно делать это осторожно, так как можно получить электрический удар. Кто уже сталкивался с этим, тот знает, что приятного в таком ударе током немного. Чтобы как-то защитить себя от этого под ноги лучше положить диэлектрический материал в виде резинового коврика, сухой доски и т. д. Отключать свечу необходимо, держась за провод, а не за наконечник, при этом нельзя касаться кузова машины.

Слабая искра или полное ее отсутствие, о чем это говорит

Если искра появилась, необходимо отвести свечу на один сантиметр от массы и снова повторить предыдущее действие. Если искру плохо видно и она заметно ослабела, значит искрообразование плохое. Причиной плохого искрообразования либо отсутствия искры могут послужить такие неисправности:

  1. Обрыв высоковольтного провода либо высокое сопротивление проводов (проверьте высоковольтные провода и замените, они могут быть неправильно установлены).
  2. Неисправность электронного блока управления (необходимо заменить или отремонтировать).
  3. Неисправность модуля зажигания (нужно проверить и заменить).
  4. Неисправность датчика положения коленвала, о выходе из строя которого будет говорить ошибка, которую можно заметить при помощи бортового компьютера либо провести диагностику (если датчик нерабочий, он подлежит замене).
  5. Опять-таки мог соскочить ремень газораспределительного механизма на пару зубьев (разбираем и заново устанавливаем по меткам ГРМ).

Почему троит двигатель

На самом деле причин, из-за которых двигатель может начать троить, очень и очень много. И многое зависит от конструкции конкретного мотора, от датчиков и систем, с этим мотором взаимодействующих, а так же от других факторов, узлов и агрегатов.  К основным причинам, приводящим к тому, что мотор начинает троить, относят:

  • падение компрессии в цилиндре и другие поломки в нем же;
  • износ или другие неполадки со свечами и высоковольтными проводами, идущими к ним;
  • нарушения регулировки клапанов, если отсутствуют гидрокомпенсаторы;
  • неполадки в газобаллонном оборудовании, если таковое установлено на машину;
  • нарушения герметичности в вакуумном усилителе тормозов;
  • сбои в электронных системах управления двигателем;

Таковы основные болячки, симптомом которых, является троение мотора. А теперь рассмотрим их подробнее. 

Цилиндр

Начать стоит с собственно цилиндра. Падение компрессии в цилиндре может быть вызвано износом поршневых колец, а так же самого поршня, кроме того, отработавшие свое маслосъемные колпачки или кольца, так же могут стать причиной нарушений  в работе цилиндра. И если причина действительно здесь, скорее всего, вам светит капитальный ремонт двигателя.

Свечи

Свечи, это, пожалуй наиболее частая причина того, что мотор начинает троить. Свечи, как известно, нужно менять через одну замену масла. Но и помимо  выработки своего ресурса, они могут закоксовываться, выгорать при  плохом контакте, или же возможно, просто разболталось крепление свечи. Так же причиной проблем со свечами, может быть нарушенный зазор между электродами. Неподходящие для вашего двигателя свечи, так же могут приводить к тому, что он начнет троить.

Так же довольно часто, причина троения мотора не в самой свече, а в высоковольтном проводе, по которому на свечу подается электричество. Отличным способом проверки целостности такого провода, является  простой, еще дедовский тест. В темное время суток, или же в темном гараже, нужно завести автомобиль с открытым капотом. Вы сразу же увидите, где проскакивает искра, и локализуете проблемный провод.

Клапаны

Клапана, особенно в старых двигателях, не имеющих в своем оснащении гидрокомпенсаторов, тоже не редко становятся причиной того что двигатель начинает троить. В таких случаях, нужно регулировать клапана, причем не только на проблемном цилиндре. В автомобилях, где стоит газобаллонная установка, и отсутствуют гидрокомпенсаторы, регулировать клапана следует в два раза чаще, чем на моторах, работающих на бензине. И затягивать с регулировкой, лучше не стоит, клапан прогорит и менять его выйдет значительно дороже.

Рекомендуем:  Карбюратор — регулировка холостого хода своими руками

Вообще говоря, в автомобилях, которые работают на природном газе, причины могут крыться в  самой газовой установке и говорить здесь можно много и долго. Все зависит от самой установки, ее поколения и кривизны рук, которые все это добро монтировали и настраивали.

Трамблер и зажигание

Если за раздачу искры в автомобиле отвечает трамблер, причина того, что искра не приходит на свечу того или иного цилиндра, или приходит не вовремя, может стать именно поломка трамблера.

Нарушения герметичности в вакуумном усилителе тормозов, которые сегодня стоят на большинстве легковых автомобилей,  приводят к несанкционированному подсосу воздуха в систему. Что вызывает неадекватное соотношение между воздухом и  горючим в топливно-воздушной смеси. Такие перекосы  вполне могут организовать вам легкое подтраивание мотора. То же самое касается и разгерметизации впускного коллектора. В автомобилях же, в которых за формирование топливной смеси отвечает карбюратор, причиной троения мотора, может стать неправильная регулировка этого агрегата.

Часто говорят о неправильном угле опережения зажигания, как о причине троения мотора. Но в подобных ситуациях, мотор не троит, а стреляет. Либо в выхлопной трубе, когда зажигание слишком позднее, либо в карбюраторе, когда оно слишком раннее. В инжекторных автомобилях,  особенно в новых моделях, регулировкой угла зажигания занимается электроника, а потому, правильное выставление этого параметра зависит от настроек всей электронной составляющей управления двигателем.

Электронные компоненты

Как уже говорилось, за управление работой современных силовых агрегатов, в основном отвечает электроника. В частности, электронный блок управления двигателем. А осуществляется такое управление на основе информации, которую предоставляют разнообразные датчики. И в ряде случаев, эти датчики, точнее их сбои или отказ, а так же поломки собственно ЭБУ, могут вызывать троение мотора, равно как могут и не вызывать. Поэтому, говорить о каких-то конкретных датчиках и конкретных поломках, здесь не приходится. Однозначно можно утверждать, что нарушения работы систем – Старт стоп, которые отключают и подключают цилиндры в зависимости  от необходимости, могут стать причиной того, что двигатель начал троить. Вообще говоря, экономия топлива при использовании таких систем неоспорима, но надежности и долговечности мотору, они точно не прибавляют. В целом же, поломки в автомобильной электронике, не так часто становятся причиной троения мотора, чтобы их можно было рассматривать, наряду с иными неполадками.

Причины троения мотора

Имеющий такую неисправность двигатель подает одинаковые признаки, но устранить эту проблему будет проще, если известны особенности причин появления этой неисправности. Ранее мы рассмотрели основные причины, из-за которых двигатель сильно троит на небольших оборотах, не тянет на больших оборотах, при запуске или ускорении, на холодном моторе или после достижения эксплуатационных параметров. Эти причины стоит рассмотреть со всеми подробностями.

Не отрегулирован угол опережения зажигания

При троении двигателя из-за неверного зажигания, слышны своеобразные хлопки, при которых мотор дергается. Для точной диагностики этой неисправности, необходимо слушать двигатель на небольших оборотах, так как на повышенных оборотах его функционирование становится ровным, и пропуски зажигания уже не заметны. Чаще всего рассмотренные признаки свидетельствуют о раннем зажигании. Это подтверждают рывки, совершаемые мотором, при запуске его стартером.

Подсасывание воздуха в усилителе тормозов

При оснащении автомобиля тормозным вакуумным усилителем, проникновение воздуха появляется при поломке клапана, патрубка или диафрагмы. В результате в систему проникают излишки воздуха, которые перемешиваются с горючей смесью, уменьшая его концентрацию. В итоге смесь в цилиндре воспламеняется не всегда, свеча становится мокрой и не способной создать искру нормальной мощности, чтобы воспламенить горючую смесь. Эту неисправность очень сложно обнаружить, так как не существует специального оборудования, позволяющего определить, в каком месте система негерметична.

Неисправность свечи зажигания

​Явным признаком, подтверждающим нерабочую свечу зажигания, можно считать троение двигателя на холодную. После прогревания эта проблема быстро исчезает, либо становится не так заметной. После выявления неисправного цилиндра, нужно вывернуть свечу и провести ее визуальный осмотр. Свеча в моторе является индикатором его работоспособности. Ее состояние говорит о многом, а вовремя принятые меры по предотвращению неисправностей помогут не допустить тяжелых последствий для двигателя.

Для начала следует осмотреть цвет изолятора среднего электрода. При этом выявить нормальную и неисправную свечу не трудно. У нормальной свечи изолятор белый, или светло-коричневый. Если цвет значительно отличается, то необходимо выяснить причину. Нагар или следы масла на изоляторе свидетельствуют о том, что горючая смесь, поступающая в цилиндр, слишком богатая, она заливает свечу, или происходит заброс масла. В итоге нарушается нормальный процесс образования искры.

Рекомендуем:  Коробка передач робот: что это такое

Причины этого следующие:

  1. Неисправен датчик кислорода.
  2. Нарушение функционирования форсунок.
  3. Неправильные фазы газораспределительного механизма.
  4. Недостаточная компрессия в цилиндре.
  5. Не работает обратный клапан подачи топлива.
  6. Мотор прогревается длительное время, и долго работает на холостом ходу.

Далее следует осмотреть всю свечу. Корпус не должен иметь трещин. Особо нужно уделить внимание отсутствию черных точек и черных линий. Если они есть можно сделать вывод, что свечу пробивает разряд высокого напряжения, и она подлежит замене новой свечей.

Следует проверить качество образования искры. Но просто соединить на массу боковой электрод будет недостаточно. Так проверяют только ее работоспособность. Для определения качества искры, необходимо держать свечу на удалении от массы на два сантиметра и крутить двигатель стартером. Если при этом между свечей и массой пробивает большая синяя искра, то свеча функционирует нормально. Отсутствие искры или ее небольшая сила свидетельствует о том, что катушка зажигания неисправны, или провода высокого напряжения получили повреждение, и стали обладать большим сопротивлением.

Пробитый конденсатор или провода высокого напряжения

Если произошел пробой свечных проводов, то мотор, как и в ранее рассмотренных случаях, будет троить непрогретым. После нагревания и достижения рабочей температуры неисправность исчезает, или становится незаметной. Интенсивное троение двигателя, будучи прогретым, говорит о других неисправностях.

Простым методом определения пробоя проводов высокого напряжения является визуальный осмотр их в полной темноте при работающем моторе. Если по проводам видны проскакивающие искры, то их следует заменить новыми. Так же поступают с конденсатором. Провода следует менять не сразу все, а только их часть. Исправность проводов можно диагностировать путем измерения их сопротивления обычным тестером. Исправный провод имеет сопротивление до 20 килом. Также необходимо помнить, что сопротивление зависит от длины проводника, а они все разной длины. Поэтому у каждого провода будет свое значение сопротивления.

Во время визуального осмотра необходимо обратить внимание на свечные наконечники, которые не должны иметь внутри светло-серого налета, а также серо-коричневых точек на внешней поверхности.

Проникновение воздуха во впускной системе

Эта причина свидетельствует о других неисправностях двигателя и является их результатом. Подсос может появиться из-за износа прокладки, некачественной сборки. Обычно под нагрузкой эта проблема становится более ярко выраженной.

Прогар поршней или клапанов

Эту неисправность можно выявить только с помощью замера величины компрессии с дальнейшей разборкой силового агрегата. Из-за большой сложности ремонта проверка прогара выполняется в последнюю очередь. Двигатель в таких ситуациях всегда троит, как в прогретом состоянии, так и в холодном виде, на холостом ходу, а также под нагрузкой.

Поврежденные или изношенные поршневые кольца

Эта поломка возникает редко. Для диагностики необходимо измерить компрессию во всех цилиндрах. После измерения в цилиндр заливают небольшое количество моторного масла и снова повторяют измерения. Если в результате компрессия увеличилась, то причина была в поршневых кольцах. Эта неисправность часто приводит к перегреву мотора, поэтому нужно быстро ее устранять.

Изношенные рокеры и неотрегулированные клапана

Ввиду неверной регулировки клапана начинают закрываться и открываться не вовремя и не до конца. В итоге в цилиндры поступает не весь объем горючей смеси, а отработанные газы выходят не полностью. Поэтому двигатель начинает работать неравномерно, и троить.

Ко всему прочему в цилиндре повышается образование нагара. На величину открытия клапанов оказывает влияние и работоспособность рокеров. Если у них большой износ, то клапана тоже не будут нормально работать.

При этой неисправности двигатель будет троить больше при прогревании. При достижении рабочей температуры вследствие теплового расширения зазоры между деталями уменьшаются, и двигатель в горячем состоянии начинает работать более равномерно.

Неисправный распределитель зажигания

Иногда бывает так, что двигатель начинает троить из-за неисправности трамблера, то есть, его износившегося вала, подшипников поворотной пластины или втулки. Это приводит к пропуску тактов зажигания, а также зазора между контактами. Часто при прогревании двигателя троение снижается, либо исчезает вовсе. Это означает, что зазоры между деталями уменьшаются.

Загрязненный воздушный фильтр

Ввиду сильного загрязнения фильтрующий элемент значительно хуже обеспечивает прохождение воздуха, что создает нарушение образования горючей смеси (смесь становится излишне богатой). Обычно работа двигателя входит в норму сразу после установки нового воздушного фильтра. Мотор начинает сильнее троить в холодном состоянии, а также после прогревания с нагрузкой, при потребности большого объема воздуха.

Первоначальные действия, если двигатель затроил

Если подвести итог рассмотренных неисправностей, то следует составить перечень рекомендаций о том, как поступать при возникновении признаков троения мотора. В первую очередь необходимо выяснить, при каком режиме начинает троить мотор. После этого можно искать причину.

Если он троит на холодную или при запуске, то искать следует со свечей зажигания и их проводов. Если мотор троит больше под нагрузкой, а также на горячем двигателе, то лучше произвести диагностику воздушного фильтра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: