Что такое гидрокомпенсаторы и почему они стучат

15

Гидрокомпенсаторы — это разновидность двигателей внутреннего сгорания, которые впервые были применены в 1930-х годах на автомобилях Cadillac. Однако популярными они стали лишь спустя несколько десятилетий, в основном благодаря развитию японской автомобильной промышленности. Они помогают в работе механизма газораспределения, делая двигатель более сложным, но гораздо более простым в обслуживании.

Гидравлические компенсаторы

Гидрокомпенсатор — это устройство в двигателях внутреннего сгорания, которое регулирует величину теплового расстояния клапана двигателя. Раньше его приходилось периодически регулировать вручную. Но с появлением гидрокомпенсаторов необходимость в этом отпала, поскольку они выполняют эту задачу автономно.

Почему необходим гидрокомпенсатор

В четырехтактном двигателе внутреннего сгорания впускные и выпускные клапаны заполняют цилиндры топливно-воздушной смесью и отработавшими газами. Этот процесс регулируется распределительным валом, который с помощью специальных кулачков открывает клапаны в нужный момент. Между кулачком и открывающейся частью клапана имеется зазор, называемый тепловым зазором. Его назначение — регулировка линейного расширения металла, происходящего при работе двигателя. Величина зазора обычно заранее определена производителем и настолько мала, что ее невозможно увидеть невооруженным глазом.

Гидравлический компенсатор: Автоматизированная регулировка

При слишком малом зазоре между клапаном и камерой сгорания клапан не сможет эффективно герметизировать камеру, а при слишком большом — клапан будет открываться слишком поздно или частично, что приведет к снижению способности цилиндра удерживать топливно-воздушную смесь. Гидравлический компенсатор обеспечивает автоматизированную регулировку этой величины, а также обладает следующими преимуществами:

  1. Упрощается техническое обслуживание двигателя, поскольку отпадает необходимость в ручной регулировке.

Преимущества гидрокомпенсаторов

Гидравлические компенсаторы обладают рядом преимуществ, которые делают их ценным дополнением к любому двигателю внутреннего сгорания. К ним относятся:

  1. Снижение шума при работе двигателя;

  2. Автономная регулировка зазора за счет естественного износа деталей;

  3. Увеличение срока службы всего узла.

В целом конструкция гидрокомпенсаторов остается неизменной. Однако их размещение может отличаться в зависимости от типа двигателя. На двигателях с одинарным верхним распредвалом они располагаются в гнездах коромысел клапанов. На двигателях с двойным верхним распредвалом они располагаются в гнездах головки блока цилиндров.

Принцип работы гидрокомпенсатора

Гидравлический компенсатор (или «гидрокомпенсатор») представляет собой компактный гидроцилиндр, содержащий плунжер, втулки плунжера, пружины плунжерного клапана, шарик (плунжерный клапан) и масляные каналы. Плунжер является основным компонентом. Масло проходит через шаровой клапан и попадает в пространство под ним. Когда объем заполняется, клапан закрывается под действием давления пружины.

Взаимодействие кулачка распределительного вала и гидрокомпенсатора

Когда кулачок распределительного вала входит в зацепление с рабочей поверхностью гидрокомпенсатора, создается давление, и клапан блокируется. Затем усилие от кулачка распредвала передается на гидрокомпенсатор, который открывает клапан. В процессе работы двигателя количество масла, необходимое для заполнения плунжера, автоматически изменяется, тем самым регулируя тепловой зазор.

Причины стука в гидрокомпенсаторе

При работе гидрокомпенсатора может возникать звук, похожий на стрекотание. Это не обязательно признак неисправности. Вот две возможные причины стука в «холодном» компенсаторе:

  1. Загрязнение каналов гидрокомпенсатора. Под воздействием тепла масло становится более вязким, что позволяет ему легче проходить по каналам. Поэтому через некоторое время шум может прекратиться.

Причины стука на «горячую»

  1. Неподходящее масло, приводящее к засорению; эта проблема часто решается путем долива более качественного смазочного материала.

  2. Проблемы с масляным насосом, приводящие к снижению давления во всей системе смазки.

  3. Износ клапана гидрокомпенсатора, в результате чего шаровое устройство просачивается маслом.

Избыток или недостаток масла в картере; повреждение и/или неисправность гидрокомпенсатора

Как проверить гидрокомпенсатор

Неисправный гидрокомпенсатор издает резкий стрекочущий звук из верхней части двигателя, под клапанной крышкой. Из-за хорошей звукоизоляции обнаружить этот звук из кабины может быть непросто.

Ваш автомобиль издает необычные звуки?

Часто, когда автомобиль начинает издавать более громкие звуки, чем обычно, это может быть признаком того, что что-то не в порядке. Внезапный громкий стук может означать, что уровень масла слишком низок или в картере имеется вмятина, которая влияет на работу маслоприемника.

Необходимо проверить поддон двигателя на наличие неровностей и убедиться в том, что уровень масла соответствует норме. Если уровень не соответствует норме, это может быть связано с неровностями или другими повреждениями на бездорожье, которые повлияли на работу гидрокомпенсаторов.

Одним словом, если ваш автомобиль начал издавать странные звуки, лучше всего проверить уровень масла и поддон двигателя, чтобы убедиться, что все работает как надо.

Причины стука в гидрокомпенсаторах

Если стук раздался сразу после замены масла, то, скорее всего, вместо качественного продукта была использована некачественная смазка. Что делать, если гидрокомпенсаторы начинают стучать?

Зачастую работоспособность гидротолкателей можно восстановить, просто заменив масло и фильтр. Если же шум сохраняется, то необходимо заменить гидрокомпенсаторы. Если регулярная замена масла производилась редко, то, возможно, требуется замена масляного насоса или очистка магистралей двигателя.

Если после запуска двигателя из-под клапанной крышки слышен небольшой стук, можно продолжать движение. Однако откладывать визит в автосервис на длительный срок не рекомендуется. Неисправный гидрокомпенсатор может привести к выходу из строя газораспределительного механизма и/или головки блока цилиндров.
Как можно предотвратить выход из строя гидрокомпенсатора?

Правильный уход за гидрокомпенсаторами

Для обеспечения бесперебойной работы гидрокомпенсаторов необходимо соблюдать общие рекомендации производителя по замене масла. Как правило, это делается при ежегодном техническом обслуживании, но в некоторых случаях интервал может быть сокращен — например, перед длительной поездкой или при интенсивной эксплуатации, под нагрузкой и т. д. Нет необходимости в частой замене гидрокомпенсаторов. При тщательном уходе они обычно служат не менее 200 тыс. км.

Комментарии закрыты.