Каслиское литье: сделано на Урале

Ценность художественного литья, производимого на Южном Урале – в городках Каслии и Куса, сегодня осознаю многие. Вот этих два географических центра чугунного литья, прославившего Урал, не сумели, тем не менее, тягаться с Екатеринбургом – именно здесь находится самая внушительная коллекция художественных изделий из чугуна во главе со знаменитым Каслинским чугунным павильоном. Уже только для того, чтобы его увидеть, стоит заглянуть в Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Павильон теперь – звезда музея, он занимает центральное место в главном зале, вдоль стен которого выставлены стеклянные витрины с другими экспонатами – чугунными девушками, бюстами известных россиян, а также чертями, конями и Мефистофелями. Раньше каслинские статуэтки – чертики, показывающие нос, Дон-Кихоты или медведи – имелись чуть ли не в каждой квартире и не особо ценились. Сегодня в антикварных магазинах таких чугунных персонажей оценивают весьма недешево. И цены на уральское художественное литье продолжают расти.

Этот необычайно выразительный народный промысел известен с 1747 года, когда тульский купец Коробков открыл на Южном Урале чугуноплавильный завод. Нужного материала кругом было в избытке, и местные мастера быстро научились делать из тяжелого металла художественные произведения редкой красы. Для работы в Каслях приглашали выпускников Петербургской академии художеств, при заводе работала художественная школа, и наравне с чеканщиками и формовщиками здесь трудились скульпторы и художники.

Каслинский завод участвовал во многих международных выставках, а чугунный павильон-дворец в византийском стиле, созданный по проекту Е. Баумгартена, взял в начале прошлого века Гран-при Парижской выставки. Внимательно разглядывая павильон, собранный из 1500 деталей, находишь в его оформлении множество символов – от птицы Сирин и птицы Алконост до грифонов, зайцев, рыб и драконов.
Отдельно от павильона выставлена также относящаяся к нему чугунная скульптура «Россия» (1896), отлитая по проекту Н. Лаверецкого, – всем хорошо знакомая фигура женщины-воительницы с мечом и щитом. Говорят, именно из-за нее павильон не смогли купить французы: в ответ на предложение, сделанное парижанами, уральские мужики гордо ответили, что Россия не продается.

Рекомендуем:  Приучение котенка пользоваться лотком

Дальнейшие приключения Каслинского чугунного павильона будет вернее назвать злоключениями. Возвращенный из Парижа и разобранный на части, он долго лежал в Каслях в каком-то частном доме. Между тем чугунный художественный промысел стремительно хирел что в Каслях, что в Кусе, где работал второй завод сходного профиля. Мастера старели, умирали, некому было передавать ремесло.
В 1950-х годах понимающие люди опомнились, начали восстанавливать утраченное. Части павильона вытащили из ящиков и стали собирать его заново. И в 1958 году в зале картинной галереи Свердловска торжественно представили публике кружевной чугунный шедевр, который сегодня считается самым большим произведением искусства из чугуна, находящимся в музейной коллекции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: