Октановое число бензина определяет его способность предотвращать детонацию. Чем выше октановое число, тем больше его способность не взрываться при сжатии, что позволяет увеличить степень сжатия. Это означает, что если двигатель хочет получить из топлива больше энергии, то он должен сильнее сжимать топливо, и от этого бензин может детонировать (не в баке, а в цилиндре двигателя). Поэтому разрабатываются специальные бензины, способные выдерживать более высокую степень сжатия без детонации. Чем больше степень сжатия топлива в двигателе, тем выше должно быть октановое число бензина.
Влияние октанового числа на скорость потока
Рассмотрим двигатель современного легкового автомобиля. Степень сжатия топлива, какого бы типа оно ни было, не зависит от его вида и связана только с геометрическими параметрами: (Vc+Vh)/ Vc. Энергия сгорания топлива — единственный фактор, влияющий на скорость потребления. Итак, отличается ли энергия сгорания 95-октанового бензина от энергии сгорания 92-го?
Согласно Википедии, удельная теплота сгорания бензина составляет 42–44 МДж. Хотя, скорее всего, неверно считать, что 42 — это для 92-го октана, а 44 — для 95-го, тем не менее, определить увеличение мощности на 15% невозможно.
Наш абстрактный движок
Разница между типами бензина для нашего абстрактного двигателя такова: при степени сжатия 6–8 октановое число 76/80 достаточно для того, чтобы двигатель не детонировал до воспламенения. Однако если степень сжатия двигателя составляет 8–9, то 80-й бензин начнет взрываться еще до воспламенения от свечи зажигания. Это неблагоприятно для двигателя, так как детонация в цилиндре не должна происходить. При использовании 98-го бензина воспламенения не происходит, однако он сгорает медленнее, что приводит к выходу несгоревшего топлива из выхлопной трубы. Это может привести к более раннему прогоранию клапанов.
К счастью, современные двигатели оснащены сложными компонентами, позволяющими определять точную точку воспламенения топлива в цилиндре, что в обеих ситуациях приводит к более раннему воспламенению, чем при использовании стандартного бензина 92/95. Если речь идет о бензине с низким октановым числом, то это приводит к слишком раннему сгоранию топлива, в результате чего увеличивается расход топлива и двигатель не получает желаемой мощности. С другой стороны, если октановое число выше стандартного, то КПД снижается, так как увеличивается время сгорания топлива, повышается расход, и может возникнуть ощущение, что «не тянет» (что происходит при раннем зажигании даже при использовании обычного топлива).
Влияет ли октановое число на расход топлива?
Если используемый бензин имеет октановое число ниже расчетного, то это приведет к увеличению расхода. Если же оно выше, то расход не уменьшится, а может даже увеличиться. Если двигатель рассчитан на 95-й, то использование 92-го приведет к увеличению расхода. Однако если он рассчитан на 92-й, то использование 95-го не даст никаких преимуществ.
Правильно ли вы используете топливо для своего автомобиля?
Возможно, автопроизводитель стремится привлечь больше клиентов, занижая октановое число, которое требуется для их автомобилей. Стоит проверить степень сжатия двигателя, чтобы определить, стоит ли переплачивать за более дорогой бензин, не рискуя получить эффект плацебо. Недооценка октанового числа может привести к самым разным неблагоприятным последствиям, например, я заметил, что после каждой заправки (я использую 95-й октановый бензин) моему автомобилю «не хватает мощности» на первых километрах. Это происходит потому, что компьютер еще не определил, какой бензин я залил в бак, и был настроен на стандартный 92-й, то есть зажигание включалось слишком рано.
95-ecto, 95-G-drive и т. д.
Мы должны понимать, что, несмотря на то, что эти изделия работают, т. е. дают больше энергии, это происходит не из-за изменения октанового числа. Октановое число равно 95, как указано в чеке.
Следовательно:
- Как было сказано выше, это топливо может иметь большую теплоту сгорания (из-за присадок).
- Оно может иметь присадки, повышающие другие свойства, влияющие на общую эффективность (густоту, количество и тип выделяемых газов, скорость горения и т. д.).
95-й бензин
95-й сорт бензина состоит из 92-го сорта плюс дополнительные соединения. На мой взгляд, неважно, что это 80-й сорт, лишь бы октановое число было 95. Если он ведет себя как обычный бензин и вырабатывает необходимую энергию, то автомобиль будет на нем работать.
Если в нем нет загрязнений, а присадки не разрушают детали, которые не должны разрушаться (например, катализатор), то такой бензин считается нормальным 95-м. Если он начинает расслаиваться уже на второй день, значит, проблема не в октановом числе.
Различные способы определения октанового числа
В каждой стране существует свой способ определения октанового числа бензина. Согласно американской системе, 92-октановый бензин соответствует 95-му октановому числу по октановой шкале. Таким образом, при переходе на 95-й бензин общие эксплуатационные характеристики автомобиля, как и ожидалось, улучшатся. Можно также следить за степенью сжатия, чтобы проверить, насколько верны утверждения производителя.