За четверть века, прошедшие с момента образования российского государства, автомобильный рынок так и не смог добиться удовлетворительного регулирования. Планы правительства по внедрению ЭРА-ГЛОНАСС и «черных ящиков» направлены лишь на извлечение прибыли для государства и аффилированных с ним структур. При покупке автомобиля на вторичном рынке владельцы предоставлены сами себе. У дилеров есть trade in, но они могут предоставить информацию только о гарантийном сроке. История пробега автомобилей из Японии, Америки и Европы остается загадкой. Для оценки состояния автомобиля необходимо провести детальный осмотр или диагностику. Часто одометр — это единственное окно в прошлое автомобиля, особенно в современных условиях, когда внешний вид может быть обманчив.
Существует ли надежный способ определения фактического пробега?
В США, Японии и Европе автомобильный рынок развивается хорошо. К сожалению, этого нельзя сказать о России. Несмотря на надежды на появление единого автомобильного «информационного банка» до декабря 2014 г., это остается далекой мечтой.
Помимо неправильного финансового положения и объема рынка, автовладельцам приходится рассчитывать и на себя. Особенно это касается автомобилей, выпущенных в 90-е годы. Внимание уделялось пробегу, так как он влиял на стоимость. Однако ресурс и надежность этих автомобилей привели к тому, что пробег не всегда был главным фактором.
Сегодня пробег автомобиля может иметь огромное значение. Для «немецких» или «английских» автомобилей 100 тыс. км — это грань между автомобилем, который еще способен передвигаться, и автомобилем, которому требуется капитальный ремонт двигателя и «автомата».
Итак, существует ли надежный способ определения реального пробега?
Изучение пробега автомобиля
Если автомобиль был приобретен в дилерском центре, необходимо изучить сервисный журнал и убедиться, что количество сервисных операций совпадает с показаниями одометра. Если таковых нет, то следует обратиться за информацией к «авторитетам». Как правило, дилеры предоставляют сведения о пробеге и техническом обслуживании автомобиля независимо от того, где он эксплуатировался. Но при этом необходимо разрешение и присутствие владельца. Если автомобиль подержанный и выставлен на продажу в какой-либо другой провинции, сделать это будет сложно.
Сервисные книжки и пробег
Крупные СТО, особенно входящие в состав сетей, часто предлагают клиентам сервисные книжки. В этих книжках фиксируются операции и пробег. Маловероятно, что владелец, пользующийся этими услугами, решит не демонстрировать точность пробега.
Тем не менее, при желании можно приобрести сервисные книжки на других СТО и заполнить их самостоятельно. Однако если автомобиль был приобретен у дилера, то сервисные книжки уже предоставлены, и манипуляции с ними затруднены или даже невозможны.
Влияние пробега
При оценке автомобиля пробег может быть важным фактором. Однако не всегда можно точно определить пробег по внешнему виду автомобиля. Это особенно актуально для России, где состояние дорог в разных регионах может сильно отличаться. В некоторых регионах дороги часто не ремонтируются в соответствии со стандартами, что может привести к повреждению кузова автомобиля за одну поездку.
С большими внедорожниками и кроссоверами ситуация несколько иная. Хотя внимание к кузову все же имеет смысл уделять, не всегда можно точно определить пробег.
Обратите внимание на ходовую часть
Не секрет, что большие полноприводные автомобили часто приобретаются для длительных и частых поездок, например, экскурсий или служебных путешествий в места, не тронутые цивилизацией и ее дорогами. При пробеге свыше 100 000 и тем более 200 000 км ходовая часть автомобиля, несомненно, будет испытывать на себе всю тяжесть гравийных дорог. Новая краска или другие покрытия могут выглядеть подозрительно. Поэтому полезно оценить состояние днища автомобиля, поскольку оно в большей степени, чем наружные панели кузова, говорит о пройденном пути. Таким образом, можно увидеть, через что прошел автомобиль.
Качество современных автомобилей по сравнению с автомобилями 90-х годов
Качество покраски современных автомобилей ничуть не лучше, чем у автомобилей, созданных в 90-е годы. Более того, автомобили европейского производства, как правило, имеют более прочное лакокрасочное покрытие, чем автомобили из Азии. Возникает вопрос, что же использовать в качестве эталона? Слишком много факторов, которые необходимо учитывать: экология, год выпуска, национальность.
Дискуссия о пробеге и состоянии кабины
Принято считать, что по состоянию салона можно судить о том, сколько проехал автомобиль. Конечно, такие признаки износа, как потертые панели, обивка дверей, рулевое колесо, рычаг переключения передач и педали, а также порванная обшивка сидений, могут свидетельствовать об интенсивности эксплуатации.
Однако важно учитывать и индивидуальные особенности автомобиля. Например, интерьеры автомобилей премиум-сегмента, как правило, стареют медленнее других. С другой стороны, интерьер бюджетных автомобилей может начать проявлять признаки износа уже через 30–50 тыс. км пробега, а к 100 тыс. он может выглядеть так, как будто на нем ездили гораздо больше.
Поэтому при выборе автомобиля рекомендуется учитывать возрастные характеристики пластика, кожи и ткани его салона.
Устаревшие сиденья как индикатор пробега
Подушка водительского сиденья в районе двери и валики в задней части могут быть признаками пробега. По мере посадки и высадки пассажиров при значительных пробегах (более 100 тыс.) подушка изнашивается сильнее. Вы можете увидеть, что обивка порвана или вытерта от подушки. Масса водителя или высота автомобиля также влияют на состояние сидений. Хотя точный пробег определить невозможно, 100-тысячная гарантия должна гарантировать, что сиденья прослужат долго. В зависимости от марки и модели могут быть некоторые исключения.
Несмотря на курс валют, автомобили из того же премиум-сегмента по-прежнему востребованы
Независимо от стоимости покупки ×5 или Range Rover в Европе, продавать их у нас по-прежнему выгодно. Речь идет не только о быстрой чистке, но и о замене руля, дверных панелей, обшивки, даже сидений или их перетяжке — эти масштабные «омолаживающие операции» по-прежнему популярны.
Диагностика пробега автомобиля по техническим элементам
Понять пробег автомобиля можно и без полного изучения его конструкции. Если из выхлопной трубы идет сизый дым, это тревожный признак. Современные двигатели, как правило, изначально имеют низкий расход масла и выделяют малое количество угарного газа. Однако если из выхлопной трубы идет много дыма, то это признак того, что в автомобиль не стоит вкладывать деньги, независимо от его пробега.
С другой стороны, у некоторых современных двигателей (например, BMW и VAG) после 100–150 тыс. км пробега расход масла может составлять литр-два на тысячу километров, что должно быть заметно по выхлопу.
Признаки большого пробега
Турбокомпрессоры, если они имеются, могут вызывать подозрения в показаниях одометра. При правильной эксплуатации современные турбины могут прослужить от 100 тыс. до 150 тыс. км. Отличить автомобиль с исправным наддувом от автомобиля с поврежденным можно без каких-либо приборов. Если речь идет о VGT, то неисправность сервопривода, управляющего сопловым аппаратом,— еще один признак большого пробега.
Пробег и тормозные диски
Последние модели автомобилей не выходят за пределы 50–60 тыс. км. Поэтому следите за бирками-наклейками на станциях технического обслуживания с информацией о сроках замены масел и технических жидкостей или ремня/цепи ГРМ. Кроме того, нелишним будет побеседовать с владельцем автомобиля, который может сообщить, менялись ли ступичные подшипники, а пробег не превышает 30–40 тыс. км (что в последнее время является обычным явлением).
Причины корректировки пробега
Чтобы сократить расходы на диагностику и сэкономить время, можно прибегнуть к корректировке пробега. Если какой-либо узел или деталь неисправны или вот-вот выйдут из строя, то, скорее всего, придется тратить больше денег и сил на дальнейший ремонт. При сбросе пробега все блоки могут быть перепрограммированы, и реальное значение пробега будет стерто навсегда. Хотя это может стоить не одну тысячу рублей, но есть клиенты, у которых автомобили, возможно, привезены из Европы, где пробег может быть достаточно большим.
Оценка пробега
Еще можно выяснить, сколько километров проехал автомобиль. Для этого необходимо проверить состояние переднего сальника коленчатого вала, резинок и т. д. Количество километров — не самый важный фактор, важно состояние деталей и узлов. Поэтому перед покупкой автомобиля следует попытаться выяснить его пробег. Если ответ отрицательный, то рекомендуется отнести его на диагностику. На современных автомобилях такое обследование необходимо.
Не рискуйте
Раньше состояние автомобиля можно было оценить невооруженным глазом, но в случае с двигателем лучше обратиться к специалистам. Даже если компьютерная диагностика позволяет измерить компрессию или определить состояние ЦПГ с помощью эндоскопа, этого может оказаться недостаточно. Возможно, придется выложить 10 000 рублей за достоверную оценку.
Другой тип клиентов
Помимо тех, кто использует преимущества пробега, есть и те, кто этого не делает. Как правило, это водители служебных автомобилей, которым необходимо отчитываться о расходах на топливо и припрятывать его. Чтобы этого не произошло, можно использовать топливные карты CARDEX.