Избегайте сомнительных заправок дизельного топлива, но в жизни случается всякое! Если вы попали в такую неприятную ситуацию, не паникуйте. Двигатель вскоре даст о себе знать — из выхлопной трубы пойдет дым, мотор перестанет реагировать на нажатия и будет трудно заводиться. Однако это произойдет не сразу, так как двигатель еще будет работать на остатках прежнего топлива. Что же делать?
Решение проблем с топливом
Идеальный вариант — избавиться от примесей в топливе путем слива, промывки и очистки. Но в реальности это невозможно в 99% случаев. Поэтому, если топливо содержит что-то нежелательное, нужно брать дело в свои руки. Мы можем выбирать из множества бутылок, стоящих на полке. Низкое цетановое число, плохая смазывающая способность и плохие низкотемпературные свойства могут быть спровоцированы дешевой соляркой. Наряду с этим летнее дизельное топливо может быть переделано в зимнее путем добавления керосина, что приведет к излишней дымности и «тупости». Противостоять этому должны цетан-корректоры, смазывающие присадки, антигели и универсальные топливные корректоры. Все это объединено в одном флаконе, чтобы обеспечить нам все обещанные преимущества.
Составы различных компаний
Цетан-корректоры— Российский препарат BBF — Американский Cetane Plus SMT2
Смазочные присадки— «ТОТЕК для ЕВРО-4» — Французская «Энергия-3000»
Антигели— Американский «Hi-Gear Diesel Antigel — Российский «Astrohim diesel Antigel»
Комплексные универсальные препараты— Немецкая Liqui Moly — Суперприсадка для дизельного топлива — Европейский Castrol TDA
Низкое качество дизельного топлива
Результаты проверки дизельного топлива на автозаправочных станциях одного из северных городов показали большой разброс основных параметров. Цетановое число — наиболее важный параметр — варьировалось от 46 до 55 единиц, то есть почти на 20%. Температура перегонки 95% образцов находилась в пределах 290–360°С. Это свидетельствует о том, что дизельное топливо гораздо более чувствительно к составу, чем бензин. Его свойства требуют мгновенного впрыска, испарения и горения в цилиндре, оставляя мало времени для сгорания. При более высокой температуре перегонки топливо хуже испаряется, а более низкое цетановое число затрудняет воспламенение. Этим объясняется дымность и затрудненное вращение двигателя.
И все же это цветение. На «суперзаправках» содержание серы увеличилось с менее 7 ppm до более 4000 ppm! Индекс смазывающей способности, иначе называемый диаметром пятна износа, изменился с 245 до 460 мкм. И вот что интересно: каждое из этих дизельных топлив было охлажденным! Вот такая прозорливость наших ГОСТов и других руководящих документов.
Первый шаг
Мы взяли кондиционированное топливо и довели его до пределов наших норм. Для завершения процесса нам потребовалось добавить керосин, который снизил цетановое число до 41, но увеличил смазывающую способность до 402 мкм (что соответствует нашим стандартам). Низкотемпературные свойства при добавлении керосина улучшились незначительно, и до настоящего зимнего дизельного топлива было еще очень далеко. Температура фильтруемости составила минус 9 °С, а застывания — минус 25 °С. Пора откупоривать бутылки!
Сводка результатов
Специализированные препараты успешно справляются с поставленными перед ними задачами. Цетановые корректоры повышают цетановое число, смазывающие присадки улучшают смазывающую способность, а антигели повышают низкотемпературные свойства. Универсальные корректоры также успешны, но они не так эффективны, как специализированные составы для каждого параметра. Особенно наглядно это видно при рассмотрении смазочных свойств — при сравнении «ТОТЕК для ЕВРО-4» и Liqui Moly. Аналогичная картина наблюдается при коррекции низкотемпературных свойств и цетанового числа. Однако «универсалы» не так успешны, как «специалисты»! Тем не менее, они более удобны и просты в использовании, так как приходится возить с собой всего одну бутылку вместо трех.
Изучение реакции двигателя
Добавление в топливо Castrol TDA и Liqui Moly вызвало реакцию двигателя, выразившуюся в снижении расхода топлива и уменьшении дымности. Плотность дыма является ценным маркером для определения изменений в составе смеси. К сожалению, использование таких составов, как «Энергия-3000» и антигели, мало повлияло на работу двигателя, так как это не являлось целевым назначением данных продуктов. В общем, без нареканий здесь не обошлось.
Пробирки и мензурки — полезный инструмент, но последнее слово остается за двигателем.
Максимальное использование отечественной автохимии
Приятно наблюдать за успехами отечественной автохимии. Например, «ТОТЕК для ЕВРО-4» повышает смазывающую способность и топливную экономичность, причем гораздо эффективнее, чем «немцы-англичане»! Так что нужно ориентироваться по ситуации. Летом целесообразно держать под рукой канистру с универсальным кондиционером топлива, который следует применять, когда двигатель начинает работать после заправки. Зимой ситуация сложнее! Качество топлива в это время года оказывает гораздо большее влияние на запуск дизельного двигателя и его работу. Поэтому мы рекомендуем иметь в бардачке специализированную смазывающую присадку, способную компенсировать трудности, связанные с «керосиновым» способом получения зимнего топлива, и использовать ее каждые 3–5 заправок. Антигели необходимы в переходный период, например осенью и в начале зимы. Бывают случаи, когда при отрицательных температурах на улице еще продают летнее топливо! Поэтому заливайте антигель в бак каждый раз, когда заправляетесь на незнакомых или сомнительных АЗС. Вреда он точно не принесет, а вот от «замерзания» топливной системы в прохладную ночь может спасти.
Цетаноповышающий фильтр — обязательный элемент при длительных поездках
Мы еще не сталкивались с проблемой цетанового числа вблизи крупных городов, однако при выезде за пределы МКАД она может доставить немало хлопот. В таблицах приведены наши замечания по эффективности различных методов лечения. Мы намеренно не стали выравнивать емкости из-за их несхожести, так как оценивать их выход было бы нелепо. Мы оценивали не ингредиенты, а возможности тех или иных технологий по экономии топлива. Какие выводы можно сделать, решать вам.