Водителям необходимо знать, какое давление воздуха должно быть в шинах. На большинстве автомобилей на косяке двери или на крышке топливного бака имеется наклейка с рекомендуемыми значениями давления в шинах. Обычно люди проверяют эти показатели только при переходе на зимнюю или летнюю резину, однако за давлением следует следить чаще, поскольку оно может меняться. Ниже приведены правила измерения и поддержания правильного давления в шинах как зимой, так и летом, а также последствия неправильной накачки.
Измерение давления в автомобильных шинах
Для точного определения величины давления в шинах автомобиля необходимы специальные приборы, называемые манометрами. В мире пневматики и гидравлики существуют различные типы манометров, причем точность измерения варьируется от одного типа к другому. Если говорить о давлении в автомобильных шинах, то существуют две основные категории манометров, основанные на способе отображения данных.
Аналоговое измерение давления
Прибор такого типа имеет циферблат со стрелкой, которая приводится в действие рычагом, связанным с трубкой или мембраной. При измерении трубка или мембрана деформируется под действием давления воздуха — чем выше давление, тем больше деформация. После измерения искажения исчезают, и стрелка возвращается в нулевое положение с помощью пружины или вручную с помощью специальной кнопки.
Цифровые манометры
Цифровые манометры, оснащенные жидкокристаллическим дисплеем, как правило, точнее аналоговых и удобнее для считывания показаний. Однако аналоговые манометры превосходят их по прочности и надежности: они не требуют батареек и лучше выдерживают экстремальные условия эксплуатации.
Современные автомобили и датчики давления
Многие современные автомобили оснащаются встроенными датчиками давления. В этом случае в каждом колесе устанавливается контрольное устройство: этот прибор передает информацию по беспроводной связи, и показания давления в шинах в режиме реального времени появляются в соответствующей зоне бортового компьютера. Водителю остается только ориентироваться на таблицу производителя.
Широкий спектр неоригинальной автомобильной электроники
Вместо оригинальных деталей автомобильная электроника сегодня предлагает широкий выбор неоригинальных систем. Они состоят из датчиков давления, установленных в каждом колесе, которые передают результаты на автономный приемник. Этот приемник представляет собой миниатюрную «коробочку» с экраном, на который выводится информация по каждому колесу. Питание устройства осуществляется либо от электрической сети автомобиля с помощью USB-кабеля, либо от прикуривателя. Выпускаются также модели с питанием от аккумулятора.
Другой взгляд
На некоторых автомобилях устанавливается система «контроля давления», которая не измеряет давление напрямую. Вместо этого она опирается на сигналы датчиков ABS, которые измеряют скорость вращения каждого колеса. При снижении давления в шине изменяется ее диаметр, что приводит к расхождению в скорости вращения колес. В этом случае электроника сигнализирует о проколе, что полезно, но точное давление в шине эта система не сообщит.
Давление в шинах измеряется в дюймах:
Большинство автопроизводителей используют собственные шкалы для измерения давления в шинах. Американские компании часто выбирают систему измерения в фунтах на квадратный дюйм (psi), в то время как европейские и японские автопроизводители чаще выбирают бар (bar). Это то же самое измерение, что и паскаль (Па), который обычно равен 1 Н/м2. 1 бар равен 100 000 Па.
Давление в шинах в разное время года
Термин «атмосфера» (АТ) на измерительных приборах не используется. Тем не менее, величина 1 атм эквивалентна 1 бар, поэтому пересчет не требуется. В американской системе измерения ситуация более запутанная. Если округлить в большую сторону, то 1 psi будет эквивалентен 1 бару, деленному на 14,5.
Давление в шинах зимой и летом
Когда речь идет о давлении в шинах зимой и летом, важно знать, что именно нужно устанавливать.
Расчет оптимального давления в шинах
Производитель автомобиля определяет правильное давление в шинах в зависимости от множества факторов. К ним относятся:
- Весовой баланс автомобиля
- Элементы конструкции и настройки подвески
- Размер штатных колес
- Грузоподъемность автомобиля
Очень важно знать правильное давление в шинах, поэтому эта информация указывается в руководстве и повторяется на технологических табличках. Эти таблички обычно расположены в двери водителя или на внутренней стороне крышки топливного бака.
Таблица давления в шинах
Заводская таблица давления в шинах содержит массу информации, касающейся различных режимов работы и конфигураций шасси. Определим необходимое давление в шинах автомобиля на конкретном примере. В левой колонке приведены все типоразмеры колес, которые могут подойти к указанной модели. Выберите из списка те колеса, которые установлены на автомобиле в настоящее время. Первое число обозначает ширину, второе (после косой черты) — высоту профиля в процентах от ширины, а число после буквы «R» — посадочный диаметр шины в дюймах. Вторая и третья колонки содержат рекомендуемое давление в шинах для передней и задней осей автомобиля. Перед выбором рекомендации следует учесть количество людей, а также количество вещей в багажнике. Если это обычно 1–2 человека с парой небольших сумок, то ориентируйтесь на пиктограмму с двумя цифрами. С другой стороны, если это большая семья или много тяжелой техники, то обратите внимание на линии с четырьмя «человечками».
Таблица давления в шинах
Когда речь заходит об этом вопросе, мы получаем таблицу, на основании которой выбирается давление в шинах. В данном случае давление в зимних шинах такое же, как и в летних, поэтому вопрос «Сколько атмосфер надувать в колесах автомобиля?» неактуален, но в целом рекомендации все же меняются при изменении размера колес или ширины покрышки. Для легкового автомобиля рекомендуемые значения давления обычно остаются в пределах 2–2,8 бар.
Зависимость давления в шинах
Газ в шинах имеет свойство изменяться в зависимости от температуры. Это означает, что зимой давление в шинах ниже, а когда потеплеет, давление повышается. Кроме окружающей среды, на температуру шин влияет скорость движения и способ управления автомобилем. Шины и воздух в них нагреваются за счет трения о дорогу и деформации резины при движении. Если измерить давление в шинах сразу после поездки, то результат будет выше среднего.
Точное измерение давления
Для получения наиболее объективных и точных показаний давления необходимо проверять давление в шинах, пока они еще «холодные», до начала движения автомобиля. Исключение составляют случаи, когда автомобиль был припаркован в месте с температурой, существенно отличающейся от наружной. В этом случае следует скорректировать измерения в соответствии с табличными значениями, увеличив его на 0,2 бар.
Между тем зимой «подкачивать» шины следует, когда автомобиль стоит на отапливаемой стоянке, а на улице мороз. С другой стороны, летом, когда автомобиль стоит в прохладном гараже, рекомендуется «недокачать» шины.
Накачка шин: Что и как?
Для того чтобы давление в колесах автомобиля было точным, используется механический насос или электрический компрессор. Наиболее простым в использовании является ножной насос. Он выглядит как воздушный шарик с «педалью» и аналоговым манометром. Ручные насосы не так распространены, но они работают, если нажимать на ручку обеими руками.
Накачивание колеса с помощью механического насоса
Открутите колпачок ниппеля на колесе и наденьте на ниппель штуцер насоса. Затем накачивайте воздух в колесо до тех пор, пока манометр не покажет обычное давление. Можно еще немного подкачать шину, если при отсоединении насоса произошел временный сброс воздуха.
Процедуры прокачки колес
-
Отсоедините насос
-
Плотно закрепите колпачок на ниппеле
Из-за необходимого усилия насоса заправка колес требует довольно больших усилий. К счастью, электрические компрессоры могут значительно облегчить этот процесс. Портативные компрессоры обычно используют аккумуляторную батарею напряжением 12 В и имеют два варианта подключения — «крокодилы», подключаемые к автомобильному аккумулятору, или штекер, вставляемый в гнездо прикуривателя автомобиля.
Шаги по установке компрессора
-
Подключите компрессор к бортовой сети.
-
Установите муфту на ниппель.
-
Включите подачу воздуха.
-
Когда компрессор покажет «правильные» показания, выключите его и отсоедините от сети.
Как правило, механические и электрические компрессоры различаются по типу фитингов. Первые имеют быстросъемные соединения — достаточно присоединить штуцер к ниппелю шины и повернуть рычаг. При этом ниппель сжимается, обеспечивая надежное соединение, и одновременно открывается обратный клапан на ниппеле, облегчая закачку воздуха в шину.
Недостаточно прочные соединения
Давление, создаваемое компрессором, обычно слишком велико, поэтому соединение недостаточно прочное, чтобы его выдержать. Фитинги электронасосов обычно наматываются на ниппель, который длиннее, но гораздо надежнее.
Когда следует использовать автомобильный компрессор
Автомобильный компрессор можно использовать только при работающем двигателе. Это связано с тем, что напряжение в бортовой сети будет выше, что приведет к повышению эффективности работы электронасоса. Кроме того, при выключенном двигателе повышается вероятность разрядки аккумулятора, так как компрессор потребляет много электроэнергии.
Езда с неправильным давлением в шинах
Шины — это связующее звено между автомобилем и дорожным полотном. Их характеристики во многом определяются тем, насколько они накачаны. Работа систем автомобиля настроена на определенное давление в шинах, поэтому ожидать нормальной динамики, маневренности и тормозного пути можно только при соблюдении установленных производителем значений.
Давление в шинах
Необходимо помнить, что узел «шина — колесо» не обеспечивает абсолютной герметичности. Воздух может выходить из ниппеля, по окружности колеса, а также через мельчайшие трещины в резине. Поэтому важно проверять давление в шинах перед дальней поездкой и раз в неделю, а также регулировать его по мере необходимости — как в летнее, так и в зимнее время.
Опасности, связанные с недостаточным давлением в шинах
Если вы не следите за давлением в шинах, это может привести к нежелательным последствиям. Недостаточное давление в шинах может привести к следующим последствиям:
- Ухудшение реакции автомобиля на команды рулевого управления.
- Потеря равновесия при прохождении поворотов.
- Увеличение расхода топлива.
- Быстрое изнашивание резины.
- Возможность отрыва колеса при повороте (при резком падении давления).
Возможные опасности перекачиваемых колес
Существует значительная вероятность повреждения диска при контакте колеса с ямой. Это может привести к:
— Снижению комфорта при езде — Увеличение тормозного пути — Ослаблению сцепления шины с дорогой — Повышенная нагрузка на детали подвески, что приводит к их более быстрому износу.
Тем не менее, для каждого правила существуют исключения. Пониженное давление в шинах может быть полезно на бездорожье, особенно на мягких и рыхлых поверхностях, таких как песок, снег или грязь. В этом случае шина будет эффективно «обнимать» неровности, а не «проседать» в ненадежное основание.
Давление в шинах: основные сведения
Отличным признаком того, что давление в шинах в течение длительного времени было неправильным, является износ протектора. Если шина перекачана, то быстрее изнашивается средняя часть протектора. В противоположность этому, если давление в шине было занижено, то быстрее изнашиваются внешние и внутренние участки протектора.
Как измерить давление в шинах
Давление в шинах можно измерить с помощью манометра. Для автомобилей значения давления обычно отображаются в барах или фунтах на квадратный дюйм.
Нормы давления в шинах
Нормы давления в шинах для каждого автомобиля свои, поскольку они зависят от размера шин, массы автомобиля и режимов движения. Таким образом, необходимое давление в шинах указывается в инструкции и на самом автомобиле. Чтобы узнать, сколько нужно накачивать колеса на конкретном автомобиле, посмотрите на табличку возле двери или на лючок бензобака. Кроме того, давление в шинах, необходимое для зимы и лета, может отличаться, если на автомобиле установлены два комплекта колес разного размера.
Зимние шины и давление в шинах
Зимние шины следует накачивать чаще в теплое время года. Рекомендуется постоянно проверять давление в колесах автомобиля и вносить необходимые коррективы. Неподкачанные шины затрудняют управление автомобилем и быстрее изнашиваются.