Неэтилированный и этилированный бензин
На работе я столкнулся с термином «неэтилированный бензин», и мне пришлось выяснить, что это такое, чем он отличается и для чего используется. Все мы привыкли к таким обозначениям, как Аи-92, Экто, ДТ и т. п. В технических условиях на эксплуатацию многих современных автомобилей можно встретить ограничение на использование неэтилированного топлива или запрет на использование этилированного топлива. Казалось бы, это одно и то же, но не все знают, почему и как различать эти два вида топлива.
Переработка нефти для повышения качества топлива
В процессе переработки нефти получается бензин с октановым числом, далеким от желаемого. Октановое число такого переработанного топлива обычно находится в диапазоне от 56 до 60. Очевидно, что это значительно ниже стандартного показателя 92. Чтобы получить топливо, пригодное для автомобилей, производитель должен повысить октановое число. Для этого существует два способа, первый из которых опасен и в настоящее время не используется. Второй — более экологичный. Это и есть ответ на наш вопрос.
Этилированный бензин: Опасная комбинация
Этилированный бензин получают путем введения присадок из тетраэтилсвинца в топливо, полученное в результате дистилляции. Это улучшает качество топлива, но, к сожалению, делает его очень токсичным. Летучий свинец, содержащийся в выхлопных газах, может оседать в легких и вызывать рак. По этой причине его использование категорически запрещено.
Кроме того, этилированный бензин разрушительно действует на нейтрализаторы отработавших газов, которыми оснащено большинство современных автомобилей. Уже после одной заправки нейтрализатор может быть поврежден, а кислородный датчик, контролирующий уровень кислорода в выхлопных газах, перестает корректно работать. Это может привести к тому, что в автомобилях иностранного производства из-за повреждения нейтрализатора (катализатора) в выхлопных газах могут возникнуть такие проблемы, как неработающий или плохо работающий нейтрализатор.
Неэтилированный бензин
В неэтилированный бензин не добавляется свинец, вместо него в топливо вводятся другие, менее эффективные присадки. Октановое число топлива можно повысить, добавляя в него спирты и эфиры. Эти присадки не столь производительны, однако они гораздо более безопасны для окружающей среды, что является существенным преимуществом. Катализатор автомобиля сможет проработать на таком топливе тысячи километров.
Топливо без свинца
Бессвинцовый бензин — это топливо, состоящее из спирта или некоторых компонентов, в состав которых не входит тетраэтилсвинец. Следует сказать, что в ушедшем СССР широко использовался 93-й бензин, содержащий свинец, который был запрещен около двух десятилетий назад. В настоящее время в нашей стране используется только неэтилированное топливо. История начала использования этилированного бензина.
Детонация топлива в двигателях: История октановых чисел
С начала XX века, когда начала формироваться автомобильная промышленность, остро встал вопрос о детонации топлива в двигателях внутреннего сгорания. При первичной переработке нефти получается топливо с низким октановым числом, которое технически невозможно использовать. Октановое число — это показатель величины давления, необходимого для детонации. После первичной переработки нефти октановое число редко превышает 60, в то время как для большинства двигателей рекомендуется не менее 80, а то и 92. Вторичная переработка, повышающая октановое число, является дорогостоящей и сложной, поэтому производители искали более простое и дешевое решение. В 20-х годах прошлого века компания GM нашла решение: октановое число бензина можно повысить, добавив в него тетраэтилсвинец — разновидность этиловой примеси. Они открыли завод по производству этилированного бензина, который был дешевле обычного, но при этом более ядовит. Этот факт долгие годы замалчивался.
Появление этилированного и неэтилированного бензина
Свинцовый и неэтилированный бензин неожиданно появились на американском рынке, а затем и на рынках других стран мира. Цены на эти два вида бензина резко отличались. Люди не знали об опасности этилированного бензина, поэтому он быстро стал более популярным и в конце концов полностью вытеснил неэтилированный.
Тот факт, что этилированный бензин был создан путем добавления тетраэтилсвинца — соединения, вредного для человеческого организма,— держался в секрете с целью получения многомиллионных финансовых прибылей. Сообщения о заболеваниях, вызванных вдыханием паров этилированного бензина, не доводились до сведения общественности, а объяснялись авариями на химическом производстве.
Серьезные изменения в окружающей среде спустя 20 лет
Всего два десятилетия назад был впервые продемонстрирован вред этилированного топлива для окружающей среды и человека. Несмотря на это, потребовалось еще три-четыре десятилетия для того, чтобы этилированное топливо было полностью исключено из американского производства. К началу 80-х годов в США было запрещено производство автомобилей на этом виде топлива, а вскоре после этого этилированный бензин исчез с автозаправочных станций. В 2000 году Европа ввела запрет на использование этилированного топлива, а через два года его примеру последовала и Россия.
Комментарии закрыты.